В этой статье расскажу:
Скорочтение поможет ребенку быстрее усваивать материал, лучше справляться с новой информацией, а когда учеба идет быстрее, то и заниматься становится интереснее.
- что влияет на скорость чтения и восприятия информации у детей
- как вовлечь ребенка в процесс обучения и удерживать внимание
- рекомендации по развитию мозга и памяти ребенка
- комплекс подходящих упражнения для развития навыка быстрого чтения
Скорочтение поможет ребенку быстрее усваивать материал, лучше справляться с новой информацией, а когда учеба идет быстрее, то и заниматься становится интереснее.
Что влияет на скорость чтения и восприятие информации у детей:
1) Умение концентрировать внимание — без этого, ребенок отвлекается, текст не формируется в связную структуру, а значит его сложно понять и запомнить. На старте обучения чтению, ребенок тратит внимание на то, чтобы правильно произнести букву. Требовать в таком случае осмысления текста рановато.
2) Общий уровень развития памяти — нужен для того, чтобы ребенок успевал закончить чтение слов или предложений до того, как забудет как начиналось предложение. Если ребенок долго вспоминает, как буква произносится, то с пониманием текста будут проблемы.
3) Словарный запас начинает накапливаться еще до перехода к обучению чтению. Ребенок будет испытывать радость, если незнакомое изначально занятие будет приносить понимание происходящего. Если же все слова текста ему не знакомы, то интерес будет быстро теряться, а внимание собьется независимо от уровня развития памяти и концентрации.
Попробуйте прочитать этот текст:
Бозо́н Хи́ггса — элементарная частица, квант поля Хиггса, с необходимостью возникающий в Стандартной модели физики элементарных частиц вследствие хиггсовского механизма спонтанного нарушения электрослабой симметрии. Его открытие завершает Стандартную модель. В рамках этой модели отвечает за инертную массу таких элементарных частиц, как бозоны. С помощью поля Хиггса объясняется наличие инертной массы частиц-переносчиков слабого взаимодействия и отсутствие массы у частицы-переносчика сильного и электромагнитного взаимодействия. По построению хиггсовский бозон является скалярной частицей, то есть обладает нулевым спином.
Удалось ли получить понимание об описываемой частице?
Поэтому для детей пишут специальные книжки, с простыми персонажами, действиями и историями.
4) Охват оперативного поля зрения. Чем больше букв человек видит сразу, тем легче читается слово. Если ребенок концентрируется на одной букве слова, то мозгу приходится проделывать дополнительную работу, чтобы сложить из букв слова, а потом уже предложения. Чем больше знакомых слов ребенок видит сразу, тем быстрее читает без потери концентрации. Многие не задумываются, но большинство взрослых читает тексты словами, а не буквами. При развитом навыке скорочтения глаза захватывают целые предложения и даже страницы целиком.
Этот эффект наглядно можно проверить с помощью картинки, которая прикреплена ниже. Прочитайте текст на картинке и ответьте на вопрос — получилось ли прочитать текст и возникли ли проблемы при чтении?
Поэтому для детей пишут специальные книжки, с простыми персонажами, действиями и историями.
4) Охват оперативного поля зрения. Чем больше букв человек видит сразу, тем легче читается слово. Если ребенок концентрируется на одной букве слова, то мозгу приходится проделывать дополнительную работу, чтобы сложить из букв слова, а потом уже предложения. Чем больше знакомых слов ребенок видит сразу, тем быстрее читает без потери концентрации. Многие не задумываются, но большинство взрослых читает тексты словами, а не буквами. При развитом навыке скорочтения глаза захватывают целые предложения и даже страницы целиком.
Этот эффект наглядно можно проверить с помощью картинки, которая прикреплена ниже. Прочитайте текст на картинке и ответьте на вопрос — получилось ли прочитать текст и возникли ли проблемы при чтении?

5) Наличие эффекта регрессии, когда взгляд возвращается в начало слова и таким образом совершает лишние движения, а внимание сбивается с последующего текста.
6) Развитие артикуляционного аппарата влияет на наше понимание и восприятие слов и придает им эмоциональную окраску. Если ребенок не может правильно воспроизвести слово вслух, то с чтением также возникнут проблемы.
Думаю теперь понятно, что для обучения чтению, важно изучать не только слова и буквы, но и развивать память, внимательность и концентрацию.
6) Развитие артикуляционного аппарата влияет на наше понимание и восприятие слов и придает им эмоциональную окраску. Если ребенок не может правильно воспроизвести слово вслух, то с чтением также возникнут проблемы.
Думаю теперь понятно, что для обучения чтению, важно изучать не только слова и буквы, но и развивать память, внимательность и концентрацию.
Теперь перейдем непосредственно к процессу обучения.
В процессе обучения важно, чтобы ребенок был заинтересован в получении знаний и освоении навыков. Ни в коем случае не заставляйте заниматься – интерес должен быть внутренним. Лучше вовлекать ребенка передачей информации через записки, сделать это действие похожим на игру. Показать пользу от умения читать в реальной жизни.
Если с мотивацией к учебе проблемы, то советую прочесть статью о работе с детской мотивацией по ссылке – https://reginaskorochtenie.ru/tpost/ui51oiilu1-sekreti-motivatsii-udetei
Упражнения, которые помогут развить внимательность и концентрацию.
Для первого упражнения потребуется распечатать рисунок мандала на листе бумаги или купить готовые наборы раскрасок с подобными узорами.

Ребенку потребуется раскрашивать двумя руками одновременно. Для начала хватит и одной минуты. Впоследствии задание усложняем — придумайте некоторые закономерности, чтобы подбирать под каждый элемент одинаковые цвета, увеличить площадь, которую стоит закрасить и увеличивайте время на занятие.
Второе упражнение часто встречалось на упаковках детских хлопьев для завтраков — «Найди дорогу».
Второе упражнение часто встречалось на упаковках детских хлопьев для завтраков — «Найди дорогу».

Здесь важно, чтобы ребенок сопоставлял входы и выходы в уме. После этого проверяем результат и сверяем правильность ответов, пройдя путь с помощью карандаша. Упражнение полезное, потому как не только работает с внимательностью, но еще тренирует краткосрочную память и способность удерживать зрение на нужной точке.
Еще одно упражнение — работа с таблицами Шульте.
Еще одно упражнение — работа с таблицами Шульте.

Они доступны в интернете. Задача каждый день, или несколько раз в день искать числа по возрастанию от 1 до 25. На задание отводится одна минута. После этого, возьмите другую таблицу и дайте ребенку искать числа по убыванию. Это упражнение также тренирует концентрацию внимания и зрения. Преимущество в том, что ребенок видит прогрессию, а вы сможете его дополнительно мотивировать этим. За счет разнообразия таблиц, создавайте сложные и легкие условия, например, выделяйте числа по группам цветами или применяйте иные варианты.
О том как работает детская память и что делать для ее развития, рассказала в видео — https://rutube.ru/video/db62119ff3107bbd01148cd59ddd8b52/?r=plwd
Подпишитесь на канал, если хотите еще больше полезных лайфхаков и упражнений.
В этой статье, для развития детской памяти, хочу посоветовать, использовать в обучении детские настольные игры по возрасту. Выбирать лучше с ребенком, чтобы у него появилась дополнительная мотивация. В процессе изучения правил и обучению, не только дадите ребенку закрепить полезный навык, но и покажете ценность чтения, которая будет продемонстрирована в понятной жизненной ситуации — изучении правил игры, карточек и особенностей.
Давайте вернемся к нашим упражнениям.
Во время учебы с ребенком нужно регулярно менять тип деятельности, чтобы ребенку было весело и интересно. После сидячих упражнений с рисунками, цифрами или поиском пути, встаньте вместе с ребенком и сделайте комплекс из трёх упражнений по нейрогимнастике:
Первое упражнение — «Ладонь — кулак».
В этой статье, для развития детской памяти, хочу посоветовать, использовать в обучении детские настольные игры по возрасту. Выбирать лучше с ребенком, чтобы у него появилась дополнительная мотивация. В процессе изучения правил и обучению, не только дадите ребенку закрепить полезный навык, но и покажете ценность чтения, которая будет продемонстрирована в понятной жизненной ситуации — изучении правил игры, карточек и особенностей.
Давайте вернемся к нашим упражнениям.
Во время учебы с ребенком нужно регулярно менять тип деятельности, чтобы ребенку было весело и интересно. После сидячих упражнений с рисунками, цифрами или поиском пути, встаньте вместе с ребенком и сделайте комплекс из трёх упражнений по нейрогимнастике:
Первое упражнение — «Ладонь — кулак».
- Положите руки перед собой.
- Попеременно сжимайте и разжимайте кулачки на правой и левой руках
- Повторяйте 5 раз.

Упражнения делаем вместе с ребенком. Если у вас не получается, вы покажете свою открытость, доверие и возможность ошибаться. А это важно. Так что не стесняемся!
Второе упражнение — «Ухо и нос».
Второе упражнение — «Ухо и нос».
- Скрестите руки на груди
- Левой рукой возьмитесь за нос. А правой рукой — за левое ухо
- Поменяйте руки: правой за нос, а левой — за правое ухо
- Повторите 5 раз

Переходим к третьему упражнению — «Лезгинка».
Даже у взрослых это упражнение не получается с первого раза. Поэтому будет полезно и вам и вашему ребенку.
Даже у взрослых это упражнение не получается с первого раза. Поэтому будет полезно и вам и вашему ребенку.
- Сформируйте левой рукой «класс» и поверните большой палец в сторону
- Правую руку поднесите прямой к основанию кулачка
- Поменяйте руки, теперь: правая — показывает «класс» в сторону, а левую поднесите прямой к основанию кулачка.
- Повторите 5 раз.

Кроме нейрогимнастики добавляйте к занятиям следующие упражнения: приседания и наклоны. Это поможет кровотоку доставлять кислород к мозгу и разнообразит действие для детей, чтобы не скучали. А это важно.
Переходим к чтению.
В начале давайте покажем ребенку пример — используем параллельное чтение. Берем два одинаковых текста. Вы начинаете читать, а ребенок присоединяется и начинает читать одновременно с вами, ведя пальцем за строкой. Это поможет не сбиваться и не откатываться назад. В процессе чтения меняйте темп чтения, то ускоряясь, то замедляясь. После чтения, спросите ребенка, заметил ли он изменения.
Теперь возьмем такое упражнение. Оно продемонстрирует, что есть возможность читать быстрее. Берем несложный текст и даем ребенку минуту или две на чтение текста. После этого, вместе посчитайте прочитанные слова. После этого, дайте ребенку снова прочитать этот же текст на время и снова посчитайте слова. Стоит делать не больше трех повторений. Это наглядно демонстрирует ребенку прогрессию в скорости чтения.
Для работы со словами есть своеобразная игра — ударения. Берем слова и проговариваем с ребенком, ставя ударение на каждом слоге. Спрашивайте ребенка, какое произношение он считает правильным. Для маленьких детей работа с ударениями часто веселая и увлекательная. Так дети лучше запоминают слова и понимают как в дальнейшем их читать. А когда перейдем на чтение про себя, получится меньше сбиваться.
Теперь пора переходить к проблеме согласных — тут дети спотыкаются чаще. Если заметили, что у ребенка сложности при чтении слов, в которых встречается несколько согласных подряд, смело записывайте такие слова в отдельный список. Разбавьте эти слова похожими, чтобы было больше примеров для тренировки. Слова из списка стоит читать раз в несколько дней.
Не забывайте, что ребенку важно давать смену деятельности, чтобы не заскучал. В рамках развития речи, делаем артикуляционную гимнастику. Выберете понятную для ребенка скороговорку. Покажите на примере, как скороговорка читается в спокойном темпе, потом в быстром. Добавляйте разнообразия: говорите медленно, шепотом, потом громко и уверенно. Главное, чтобы четко проговаривались окончания. Например:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
Выберите другие скороговорки, а лучше выбирайте вместе с ребенком.
Пора потренировать зрение. Делаем таблицу, в каждой клетке размещаем по одной букве. Задача ребенку — прочитать каждую букву про себя, указывая на буквы карандашом. Ребенку важно запомнить расположение букв или слогов. Буквы или слоги можно также читать сверху вниз, составляя из них слова.
Упражнение антиципация. Читая текст, ребенок на основании прочитанного угадывает, какое слово будет следующим. При чтении, ловит контур следующего слова и это развивает зрительное поле — увеличивает охват. Упражнение выполняется следующим образом. Пишите слова пропуская в них буквы или слога. Ребенок дописывает недостающие буквы.
У некоторых детей встречается регрессия взгляда. Чтобы исключить этот эффект, при чтении используйте закладку. Прочитанное слово закрывается закладкой или листком бумаги, так что возвращаться будет некуда — информация уже отсутствует. Через время, мозг и глаза привыкнут не возвращаться назад. Это помогает ускорению чтения и концентрации.
Многие упражнения, которые я рассматривала выполняются вслух. Но это на первых порах. Наша задача за пределами упражнений научится читать про себя и закрепить этот навык. Поэтому давайте ребенку тексты, которые интересны, но в рамках задания, он читает текст про себя. После прочтения, обсуждайте текст с ребенком, задавайте вопросы, дайте высказать мнение. Хорошее упражнение для перехода называется «Очередь». Сначала текст читается вслух, потом по команде переходим на чтение про себя. И так по очереди.
Поиграйте в ищейку. Взрослый называет слово, а ребенок находит его в тексте как можно быстрее. Таким образом тренируется зрительная память и скорость восприятия. Упражнение удобно тем, что один текст можно использовать много раз, главное, чтобы загаданные слова были в тексте. Для повышения вовлеченности, меняйтесь местами, чтобы взрослому тоже загадывали слова. Это будет полезно для повышения доверия и подчеркнет важность занятия.
Полезным упражнением для быстрого чтения становится поиск информации. Берем незнакомый, но доступный по сложности для ребенка текст. Задаем вопросы, на которые нужно найти ответы. Задача в том, чтобы ученик нашел ответы в тексте как можно быстрее. Небольшой азарт и игровая форма, поможет ребенку вовлечься в задание, а его успешное выполнение, поможет ускорять темп чтения и лучше ухватывать суть текста.
Набор упражнений, который разобрали в этой статье, в комплексе позволяет сильно ускорить освоение чтения и поможет научится детям читать быстрее. Помните, что выполнять нужно каждый комплекс упражнений для равномерного развития, в противном случае занятия могут не дать результатов.
Не забудьте поделитесь статьей с коллегами и родителями, которым интересна тема обучения детей быстрому чтению.
До встречи!)
Теперь возьмем такое упражнение. Оно продемонстрирует, что есть возможность читать быстрее. Берем несложный текст и даем ребенку минуту или две на чтение текста. После этого, вместе посчитайте прочитанные слова. После этого, дайте ребенку снова прочитать этот же текст на время и снова посчитайте слова. Стоит делать не больше трех повторений. Это наглядно демонстрирует ребенку прогрессию в скорости чтения.
Для работы со словами есть своеобразная игра — ударения. Берем слова и проговариваем с ребенком, ставя ударение на каждом слоге. Спрашивайте ребенка, какое произношение он считает правильным. Для маленьких детей работа с ударениями часто веселая и увлекательная. Так дети лучше запоминают слова и понимают как в дальнейшем их читать. А когда перейдем на чтение про себя, получится меньше сбиваться.
Теперь пора переходить к проблеме согласных — тут дети спотыкаются чаще. Если заметили, что у ребенка сложности при чтении слов, в которых встречается несколько согласных подряд, смело записывайте такие слова в отдельный список. Разбавьте эти слова похожими, чтобы было больше примеров для тренировки. Слова из списка стоит читать раз в несколько дней.
Не забывайте, что ребенку важно давать смену деятельности, чтобы не заскучал. В рамках развития речи, делаем артикуляционную гимнастику. Выберете понятную для ребенка скороговорку. Покажите на примере, как скороговорка читается в спокойном темпе, потом в быстром. Добавляйте разнообразия: говорите медленно, шепотом, потом громко и уверенно. Главное, чтобы четко проговаривались окончания. Например:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
Выберите другие скороговорки, а лучше выбирайте вместе с ребенком.
Пора потренировать зрение. Делаем таблицу, в каждой клетке размещаем по одной букве. Задача ребенку — прочитать каждую букву про себя, указывая на буквы карандашом. Ребенку важно запомнить расположение букв или слогов. Буквы или слоги можно также читать сверху вниз, составляя из них слова.
Упражнение антиципация. Читая текст, ребенок на основании прочитанного угадывает, какое слово будет следующим. При чтении, ловит контур следующего слова и это развивает зрительное поле — увеличивает охват. Упражнение выполняется следующим образом. Пишите слова пропуская в них буквы или слога. Ребенок дописывает недостающие буквы.
У некоторых детей встречается регрессия взгляда. Чтобы исключить этот эффект, при чтении используйте закладку. Прочитанное слово закрывается закладкой или листком бумаги, так что возвращаться будет некуда — информация уже отсутствует. Через время, мозг и глаза привыкнут не возвращаться назад. Это помогает ускорению чтения и концентрации.
Многие упражнения, которые я рассматривала выполняются вслух. Но это на первых порах. Наша задача за пределами упражнений научится читать про себя и закрепить этот навык. Поэтому давайте ребенку тексты, которые интересны, но в рамках задания, он читает текст про себя. После прочтения, обсуждайте текст с ребенком, задавайте вопросы, дайте высказать мнение. Хорошее упражнение для перехода называется «Очередь». Сначала текст читается вслух, потом по команде переходим на чтение про себя. И так по очереди.
Поиграйте в ищейку. Взрослый называет слово, а ребенок находит его в тексте как можно быстрее. Таким образом тренируется зрительная память и скорость восприятия. Упражнение удобно тем, что один текст можно использовать много раз, главное, чтобы загаданные слова были в тексте. Для повышения вовлеченности, меняйтесь местами, чтобы взрослому тоже загадывали слова. Это будет полезно для повышения доверия и подчеркнет важность занятия.
Полезным упражнением для быстрого чтения становится поиск информации. Берем незнакомый, но доступный по сложности для ребенка текст. Задаем вопросы, на которые нужно найти ответы. Задача в том, чтобы ученик нашел ответы в тексте как можно быстрее. Небольшой азарт и игровая форма, поможет ребенку вовлечься в задание, а его успешное выполнение, поможет ускорять темп чтения и лучше ухватывать суть текста.
Набор упражнений, который разобрали в этой статье, в комплексе позволяет сильно ускорить освоение чтения и поможет научится детям читать быстрее. Помните, что выполнять нужно каждый комплекс упражнений для равномерного развития, в противном случае занятия могут не дать результатов.
Не забудьте поделитесь статьей с коллегами и родителями, которым интересна тема обучения детей быстрому чтению.
До встречи!)
