Центр повышения квалификации педагогов Регины Казарян.

Лицензия на образовательную деятельность Министерства образования РФ Л035-01198-02/00286004.
О скорочтении, развитии мозга и репетиторстве

Секреты мотивации у детей

Обучение детей
В этой статье расскажу как мотивировать ребенка хорошо учится и поделюсь:

  • как установить контакт с ребенком и почему это важно
  • способ анализа психологического состояния ребенка
  • нюансы подачи информации современным детям
  • ошибки родителей и преподавателей, которые демотивируют детей
  • рабочие приемы, которые могут использовать учителя и родители

Чтобы работа над мотивацией была эффективной, сначала важно понять с чем вы столкнулись.

Вкратце можно описать проблемы с мотивацией современных детей так:

  • Нет желания учится в принципе, интерес к учебе как будто отсутствует;
  • У ребенка быстро пропадает интерес к занятиям при неудачах;
  • Отсутствует инициатива, только пассивное следование;

Поэтому, прежде, чем заниматься решением проблемы, важно установить контакт с ребенком.

Сделайте это с помощью групповой практики «Знакомство и сплочение». Это игровая практика, которая помогает вовлечь учеников в процесс и поделиться участникам группы информацией друг о друге, чтобы познакомится.

Существует много подходящих игр, выбирайте ту, где взрослый участвует в игре на равных с детьми. Главное в этой практике — установка положительных эмоций через комфортное открытое общение.

Если вы родитель и у вас отсутствует доверительное общение, то попробуйте заняться вместе общим, интересным для всех делом. Главное установить контакт и показать, что вы можете быть не только взрослым, но и взаимодействовать на равных, быть с детьми заодно.

Вторым шагом – определите психологическое состояние ребенка.

Если у ребенка проблемы с учебой, лучше узнать о его текущем психологическом состоянии. В этом может помочь методика “Дерево с человечками”. Она довольно простая, но эффективная.
Иллюстрация для упражнения
Покажите ребенку эту картинку и попросите закрасить того человечка, который наиболее близок к его текущему состоянию — с кем он себя ассоциирует. Не торопите ребенка с выбором, пусть у него будет достаточно времени. После этого, дайте ребенку зеленый карандаш или маркер и попросите закрасить того человечка, которым он хотел бы быть, на чьем месте хотел бы оказаться.

После этого прочитайте расшифровку рисунка. Каждому персонажу отводиться определенное значение, но некоторые из них повторяются. Например, человечки 1,3, 6 и 7 показывают позу целеустремленного человека, который не боится препятствий, а вот пятая фигура указывает на быструю утомляемость и недостаток сил. Логично, что если ребенок пребывает в таком состоянии, то ему нужна помощь со здоровьем и скорее всего он будет вести себя пассивно.
*Ссылка на материалы методики - https://skorochenieonline.getcourse.ru/lm_23
Помните, что если расшифровка вам по каким-то причинам не понравится, не нужно давить на ребенка и заваливать вопросами. Важно быть тактичным и внимательным, а лучше сначала проанализировать ситуацию и, если необходимо, проконсультироваться с психологом.

Решение проблем со здоровьем, стрессом или психологическими травмами важно и в первую очередь стоит уделить внимание этому вопросу. Учеба подождет, так как нерешенные проблемы могут привести к куда более худшим последствиям, чем провал контрольных и экзаменов.

Нюансы подачи обучающего материала современным детям.

Мир изменился, вокруг много информации: интернет, короткие видео, музыка, переписки, ленты социальных сетей. Даже взрослые часто не справляются с таким потоком информации. С 2004 года люди ищут больше информации о прокрастинации и как с ней справиться.
График поисковых запросов
Проблемы с внимательностью и развитием клипового мышления касаются и детей. Почему мозг тормозит от клипов я уже рассказывала в видео на своем канале — https://www.youtube.com/watch?v=OJMOBonPdoY&t=50s

Подписывайтесь на канал и посмотрите видеоролик, чтобы лучше понимать механику воздействия. В этой статье рассмотрим проблему с другой стороны.

Рекомендации для подачи материала:


  1. С учетом нагромождения информации используйте короткие фразы и смысловые блоки в материале. Удерживать длинную цепочку фактов детям сложно. Материал лучше давать порционно.
  2. Старайтесь разбавить материал интересными фактами и историями. Связывайте информацию с реальной жизнью и старайтесь осовременить подачу. Это поможет увлечь учеников.
  3. Разбивайте лекцию на блоки. В промежутках между блоками ученики должны воспроизводить информацию. Желательно не принуждать их к этому, а организовать обсуждение. Чередование между озвучиванием и воспроизведением поможет ученикам запомнить информацию.

Теперь перейдем к способам мотивации и вовлечения детей:

Вольно или невольно процесс обучения начинает конкурировать с другими интересами ребенка. Школа больше не единственный центр жизни. Социализация, интересы — это помещается в гаджете.
Скучный поток информации проигрывает в конкурентной борьбе. Когда учеба становится необходимой рутиной, интереса к учебе не появится.

Ситуация становится хуже, если польза от обучения абстрактна — «в будущем ты сможешь зарабатывать большие деньги», «так надо». Дети видят богатых и успешных людей среди блогеров, артистов, игроков в видеоигры. Польза обучения на этих примерах не видна с первого взгляда. Чтобы избежать этого, некоторые родители пытаются отбирать гаджеты, но это давление, искусственное ограничение. Стоит работать над внутренним интересом, помочь исследователю проснуться.

Лучшим способом мотивировать ребенка, это работа через отношения. Личный пример авторитетного взрослого поможет привлечь учеников к занятиям. Авторитет ни в коем случае не путайте с авторитарностью: не повышайте голос, не ругайте ученика, не оценивайте личность. Куда успешнее будет позволить разговаривать на равных и показывать на практике, что ваш опыт действительно ценен: расскажите истории из жизни, пример разрешения сложных ситуаций, достижений — это поможет завоевать уважение.

Обратите внимание к интересу ребенка и демонстрации того, как предмет помогает в достижении целей. Уважение интересов даст мотивацию тянутся за вами, независимо от того преподаватель вы или родитель. Это может оказаться сложной задачей, но не невозможной.

Если ребенок хочет стать блогером, то ему потребуется математика, чтобы рассчитывать финансы на производство роликов, оплату налогов и работы сотрудников. Разработчикам игр математика помогает в просчете игрового баланса в играх, оптимизации кода, расчете физических взаимодействий. Придумайте наглядные примеры. Чем меньше дети по возрасту, тем проще примеры приводите. Главное в этом, демонстрация наглядной ценности через интересы учащихся.

Еще один способ сделать уроки интереснее, это внедрить игровые элементы. Совместная игра сближает и повышает интерес. На самом деле этот прием воздействует на людей любого возраста. Даже банковские приложения уже предлагают игровые механики — угадывание слов, сбор монеток, изучение животных. Но есть одна особенность — ценность игры должна быть во взаимодействии, дружеском соревновании.

Обратите внимание! Не внедряйте материальные поощрения. Когда за игру даются конфеты, стикеры или другие бонусы, то фокус внимания переводится с игры и знаний на поощрение. Это процесс торговли, где ребенок в конечном итоге начнет принимать решения учиться или нет оценивая награду. Если награда окажется недостаточной, то мотивация учится пропадет. Стимуляцию через материальное вознаграждение стоит исключить во всех формах взаимодействия с детьми.

Переходим к более сложным проблемам. Основная часть воспитания и интереса к изучению мира рождается в семье. Но бывает так, что проблема с мотивацией лежит в семейных отношениях. Например, высокие требования к оценкам, чрезмерное количество занятий, запреты, гиперопека — приводят к стрессу, вызывают тревожность, потерю сил, замкнутость, пассивность или даже агрессию.

Работать с детьми у которых такая ситуация в семье — тяжело. Преподавателю стоит попробовать донести ценность здорового общения родителям. В таких разговорах лучше делать упор, на то как правильно общаться с ребенком. Иначе рекомендации будут отвергнуты из-за защитной реакции.

В любом случае, преподаватель не может изменить семейные отношения, поэтому давайте разбираться, что делать в более сложных случаях у детей.

Когда у ребенка присутствует страх неудачи, а оценки значат для него слишком много, замените красную ручку, на зеленую. А точнее, вместо акцента на ошибках, помечайте те вещи, которые у ребенка получились: правильно написанные слова, решенные примеры. Это показывает успехи ребенку, чтобы ему захотелось расширить свои сильные стороны.

Другой прием работает по принципу разделения больших задач на маленькие. Например, в нашей школе скорочтения мы учим читать некоторых детей с нуля. В таком случае сначала учим специально подобранным 5 буквам из которых составляем простые предложения. Уже на четвертом занятии даже если весь алфавит еще не освоен, ученик уже начинает читать. Это первая маленькая победа.

Постоянный акцент на ошибках не поможет отстающему догнать остальную группу. Позитивная мотивация работает намного эффективнее, поэтому уделите отстающим время и составьте для них задания таким образом, чтобы дети ощутили победы и смогли двинутся дальше. Если ребенок не справляется, то важно показать, что оценка не главное, а ошибки — нормальное явление, которое случается у людей.

Конечно, некоторые взрослые могут попробовать решить проблемы мотивации по другому:

  • отдавать приказы
  • повышать голос
  • взывать к совести
  • оценивать навыки или личность
  • высмеивать ребенка
  • физически наказывать за неуспеваемость или нежелательное поведение.

Вышеперечисленное — это давление, которое приводит к агрессии в поведении, пассивности в жизни, зажимам, стеснению, саботажу и психологическим травмам.

Тут отмечу, что любые попытки к принуждению потребуют в будущем психологической проработки, с большой долей вероятности ребенку понадобиться психолог или даже психотерапевт. Эта профессия популярна потому, что взрослые, которых учили жизни «дедовскими методами», пытаются избавиться от навязанных комплексов и психологических травм из детства, чтобы вернуть контроль над жизнью.

Даже если ребенок не слушается, проявляет агрессию, то это не его прихоть. Это защитные механизмы психики. Как с этим работать расскажу в одной из следующих статей.

До скорой встречи!)

P. S.: Не забудьте поделитесь статьей с коллегами и родителями, которым интересна тема мотивации детей к обучению.