В сознании детей каникулы ассоциируются с отдыхом, где не будет занятий, обучения, школы. В то же время на лето преподаватели дают обширные списки литературы и множество тем, которые надо изучить и сделать объемное домашнее задание. Родители боятся, что за 2−3 месяца бездействия ребенок все забудет, а осенью будет очень долго входить в учебный ритм, уже освоенный материал забудеться, оценки поплывут. В этой статье расскажу о летнем обучении и надо ли заставлять ребенка заниматься.
Для любителей исторических фактов скажу, что летние каникулы изначально позволяли детям помогать родителям в сельскохозяйственных работах. Во всяком случае так летние каникулы описывались 800 лет назад. Надо признать, что интеллектуальная нагрузка занятий тогда тоже была довольно небольшой. С тех пор многое изменилось. Современный темп обучения и количество материалов не идут ни в какое сравнение с тем, что было 100, 50 и даже 20 лет назад. Интеллектуальная работа очень утомительна — мозг при работе потребляет огромное количество энергии, а постоянная учеба в быстром темпе порождает стресс. Поэтому если ребенок хочет отдохнуть — надо дать ему эту возможность.
Летние каникулы прежде всего должны помочь ребенку восстановиться, снять стресс, заняться своими интересами. Это первоочередная задача и будет очень хорошо, если получиться дать ребенку больше свободного времени на свежем воздухе — в движении и играх со сверстниками. Так что смело можете выделить пару недель на личное время ребенка. Можно воспринимать это как полноценный рабочий отпуск. На самом деле в эти моменты ребенок также будет развиваться и социализироваться, приобретать навыки, которые помогут ему во взрослой жизни.
А что дальше? Как сделать так, чтобы ребенок во время летних каникул не забывал правила, закреплял полученные навыки? Некоторые родители и учителя считают, что летом нужно много заниматься. Давление и принуждение к учебе может привести к стрессу, эмоциональному выгоранию и полной потери мотивации продолжать обучение, что куда сильнее скажется на оценках, чем отсутствие занятий.
Самое сложное в обучении — научиться учиться. Поэтому летом стоит поддержать интересы ребенка и дать ему возможность осваивать что-то новое, что соответствует его интересам. Это поможет ребенку почувствовать себя лучше, осознать что его принимают, а интересы учитываются. А сам процесс поможет закрепить этот самый навык обучения. Поддержите ребенка — дайте ему читать книги не из летнего списка, а те, которые интересны ему. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное — поведение героев, сюжетные повороты.
Совсем отказываться от занятий не обязательно. Лучше всего, если вы заранее договоритесь о том, что некоторое количество занятий летом все-таки будет. Это позволит не разрушать ожидание полностью свободного отдыха в летний период. Не стоит делать их слишком частыми. Чаще всего достаточно трех или четырех занятий в неделю по полчаса-часу. Конечно, если у ребенка проблемы с какими-то предметами и вы за лето хотите подтянуть «хвосты», возможно придется брать больше занятий. Эту тему надо прямо обсудить с ребенком, пояснить причины и постараться донести до него ценность знаний, которыми надо овладеть. Также, стоит выяснить причины отставания в предмете. Может быть, школьный учитель передает информацию пресно и не может заинтересовать учеников. Вам не нужно повторять этот подход, вы сможете найти более интересные объяснения непосредственно для вашего ребенка. Или нанять хорошего репетитора.
Для любителей исторических фактов скажу, что летние каникулы изначально позволяли детям помогать родителям в сельскохозяйственных работах. Во всяком случае так летние каникулы описывались 800 лет назад. Надо признать, что интеллектуальная нагрузка занятий тогда тоже была довольно небольшой. С тех пор многое изменилось. Современный темп обучения и количество материалов не идут ни в какое сравнение с тем, что было 100, 50 и даже 20 лет назад. Интеллектуальная работа очень утомительна — мозг при работе потребляет огромное количество энергии, а постоянная учеба в быстром темпе порождает стресс. Поэтому если ребенок хочет отдохнуть — надо дать ему эту возможность.
Летние каникулы прежде всего должны помочь ребенку восстановиться, снять стресс, заняться своими интересами. Это первоочередная задача и будет очень хорошо, если получиться дать ребенку больше свободного времени на свежем воздухе — в движении и играх со сверстниками. Так что смело можете выделить пару недель на личное время ребенка. Можно воспринимать это как полноценный рабочий отпуск. На самом деле в эти моменты ребенок также будет развиваться и социализироваться, приобретать навыки, которые помогут ему во взрослой жизни.
А что дальше? Как сделать так, чтобы ребенок во время летних каникул не забывал правила, закреплял полученные навыки? Некоторые родители и учителя считают, что летом нужно много заниматься. Давление и принуждение к учебе может привести к стрессу, эмоциональному выгоранию и полной потери мотивации продолжать обучение, что куда сильнее скажется на оценках, чем отсутствие занятий.
Самое сложное в обучении — научиться учиться. Поэтому летом стоит поддержать интересы ребенка и дать ему возможность осваивать что-то новое, что соответствует его интересам. Это поможет ребенку почувствовать себя лучше, осознать что его принимают, а интересы учитываются. А сам процесс поможет закрепить этот самый навык обучения. Поддержите ребенка — дайте ему читать книги не из летнего списка, а те, которые интересны ему. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное — поведение героев, сюжетные повороты.
Совсем отказываться от занятий не обязательно. Лучше всего, если вы заранее договоритесь о том, что некоторое количество занятий летом все-таки будет. Это позволит не разрушать ожидание полностью свободного отдыха в летний период. Не стоит делать их слишком частыми. Чаще всего достаточно трех или четырех занятий в неделю по полчаса-часу. Конечно, если у ребенка проблемы с какими-то предметами и вы за лето хотите подтянуть «хвосты», возможно придется брать больше занятий. Эту тему надо прямо обсудить с ребенком, пояснить причины и постараться донести до него ценность знаний, которыми надо овладеть. Также, стоит выяснить причины отставания в предмете. Может быть, школьный учитель передает информацию пресно и не может заинтересовать учеников. Вам не нужно повторять этот подход, вы сможете найти более интересные объяснения непосредственно для вашего ребенка. Или нанять хорошего репетитора.
Если дело в подаче и низкой мотивации, то изменения подхода в занятиях может полностью убрать сопротивление ребенка и даже возбудить в нем интерес. В целом, секрет успеха в учебе строится на подходе, где мы помогаем детям заинтересоваться развитием, а не заставляем их развиваться. О секретах мотивации для детей я рассказывала в одноименном ролике — обязательно посмотрите его, если еще не видели: https://youtu.be/lQuYXK-XKrg
В любом случае помните — всегда важно соблюдать баланс между отдыхом и занятиями. А если все свободное от занятий время ребенок занимается спортом, где-то в кружке, то это не считается. Отдых ребенка — это его свободное время, которым он может распоряжаться сам. А на каникулах его должно быть больше. Тогда ребенок в том числе сможет учиться распоряжаться своей жизнью, строить собственные планы и достигать их.
В целом, одна из проблем лета — большое количество свободного времени, нарушение устоявшегося распорядка дня. Дайте ребенку чуть больше свободы, но постарайтесь сохранить общие черты — отложите привычное время подъема на час-полтора, но не убирайте совсем. Обеспечьте ребенку регулярную смену действий. Если все лето он, даже будучи отличником, проведет за просмотром роликов в интернете или компьютерными играми, то понятное дело, что многие навыки забудутся и осенью придется дольше входить в ритм. По поводу бесконечного просмотра видео отдельно скажу, что лучше ограничивать такое времяпрепровождение в любое время года. Нет ничего плохого в просмотре фильмов и сериалов как таковых. Но если этим занято все время, то мозг привыкнет к быстрому дофамину и пассивному потреблению.
Постарайтесь уделить детям больше времени — сходить в музей, театр, на экскурсию. Посетите книжные магазины или даже отправьтесь на совместное практические занятия, например, обучение рисунку или игре на музыкальном инструменте. Напишите вместе приключенческий рассказ, опубликуйте его совместно. Найдите что-то, что будет интересно и вам и ребенку. Это поможет вам сблизиться и вдохновлять на обучение вашим собственным примером. Это очень важно для формирования доверия и социального развития. При этом, вы сможете закреплять некоторые школьные навыки в практических условиях, что куда важнее.
Где-то в середине июля, начале августа, стоит поговорить с ребенком о подготовке к школе. Поговорите с ним о предстоящих переменах. Подготовьте его морально к возвращению в учебный процесс. Это поможет избежать стресса и адаптации к новому режиму дня. Обсудите распорядок дня. Помогите ребенку привыкнуть к учебному распорядку дня. Расскажите, когда он будет заниматься, отдыхать и спать. Так ребёнку будет проще влиться в учебный ритм. Не стоит резко возвращать границы учебного года. Возвращайте график к привычному постепенно. Хотя бы за месяц начните повторять темы, на которых остановились в прошлом учебном году. Можете даже придумать для этого игровую форму — проведите викторину. Но и тут не забывайте о личном времени — ближе к сентябрю, многие друзья возвращаются от бабушек, из деревни, отпусков. У детей должно оставаться время встретится, поделиться новостями, пообщаться.
Надеюсь эта статья была полезна для вас! Не забудьте поделиться статьей с родителями, которым интересна тема развития детей.
До встречи!)
В целом, одна из проблем лета — большое количество свободного времени, нарушение устоявшегося распорядка дня. Дайте ребенку чуть больше свободы, но постарайтесь сохранить общие черты — отложите привычное время подъема на час-полтора, но не убирайте совсем. Обеспечьте ребенку регулярную смену действий. Если все лето он, даже будучи отличником, проведет за просмотром роликов в интернете или компьютерными играми, то понятное дело, что многие навыки забудутся и осенью придется дольше входить в ритм. По поводу бесконечного просмотра видео отдельно скажу, что лучше ограничивать такое времяпрепровождение в любое время года. Нет ничего плохого в просмотре фильмов и сериалов как таковых. Но если этим занято все время, то мозг привыкнет к быстрому дофамину и пассивному потреблению.
Постарайтесь уделить детям больше времени — сходить в музей, театр, на экскурсию. Посетите книжные магазины или даже отправьтесь на совместное практические занятия, например, обучение рисунку или игре на музыкальном инструменте. Напишите вместе приключенческий рассказ, опубликуйте его совместно. Найдите что-то, что будет интересно и вам и ребенку. Это поможет вам сблизиться и вдохновлять на обучение вашим собственным примером. Это очень важно для формирования доверия и социального развития. При этом, вы сможете закреплять некоторые школьные навыки в практических условиях, что куда важнее.
Где-то в середине июля, начале августа, стоит поговорить с ребенком о подготовке к школе. Поговорите с ним о предстоящих переменах. Подготовьте его морально к возвращению в учебный процесс. Это поможет избежать стресса и адаптации к новому режиму дня. Обсудите распорядок дня. Помогите ребенку привыкнуть к учебному распорядку дня. Расскажите, когда он будет заниматься, отдыхать и спать. Так ребёнку будет проще влиться в учебный ритм. Не стоит резко возвращать границы учебного года. Возвращайте график к привычному постепенно. Хотя бы за месяц начните повторять темы, на которых остановились в прошлом учебном году. Можете даже придумать для этого игровую форму — проведите викторину. Но и тут не забывайте о личном времени — ближе к сентябрю, многие друзья возвращаются от бабушек, из деревни, отпусков. У детей должно оставаться время встретится, поделиться новостями, пообщаться.
Надеюсь эта статья была полезна для вас! Не забудьте поделиться статьей с родителями, которым интересна тема развития детей.
До встречи!)