Часто мы встречаем детей с вызывающим поведением. Таких сложно учить — ребенок постоянно вертится, не слушает взрослых, балуется, перебивает, вмешивается в работу с другими учениками. Дети как будто специально привлекают к себе внимание и не уважают личные границы.
Преподавателям очень сложно понять причины такого поведения: воспитание или синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ — диагноз, который часто ставят в последние десятилетия и взрослые перестали верить в него.
Преподавателям очень сложно понять причины такого поведения: воспитание или синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ — диагноз, который часто ставят в последние десятилетия и взрослые перестали верить в него.
В этой статье расскажу о расстройстве СДВГ и дам рекомендации, как работать с такими детьми.
Начнем с главного — СДВГ не миф, а расстройство нервной системы, которое диагностирует только врач-невролог или психиатр.
Заключается в отклонении в развитии нервной системы — из-за травм головы, недостатка кислорода во время беременности, из-за наследственных причин. Некоторые эксперты связывают появление СДВГ с употреблением алкоголя, кофеина или никотина в период беременности, а в отдельных случаях, с проблемами развития в детстве, в том числе с воспитанием.
По различным оценкам от 4 до 12% детей страдают от этого расстройства. Проблему усугубляет тот факт, что многим детям СДВГ ставится ошибочно, исключительно на основании жалоб родителей и прохождения анкетирования. На самом деле полноценная постановка диагноза ставится после длительного наблюдения, анкетирования, прохождения МРТ, а лечение часто включает в себя не только поведенческую терапию, но и медикаменты.
У детей с СДВГ имеется 3 отличительных признака:
Такие черты встречаются и у обычных детей и связаны они будут с воспитанием. Поэтому различить расстройство от воспитания может только врач.
Еще 20−30 лет назад, многие специалисты считали СДВГ исключительно проблемой поведенческого характера и до сих пор встречаются врачи и медийные личности, которые исходят именно из этого тезиса. Поэтому стоит осторожно относится к диагнозу и проверять его у нескольких независимых экспертов.
Чтобы поставить диагноз, у ребенка должны быть выявлены симптомы невнимательности или гиперактивности, которые длятся более 6 месяцев и проявляются не только дома или на учебе.
Основные признаки заболевания могут начинаться до 4-х лет, однако тут стоит быть осторожнее с выводами — в 3−4 года дети начинают нащупывать границы взаимодействия с окружающими людьми и часто ведут себя вызывающе по естественным причинам взросления — пытаются манипулировать родителями, могут не обращать на них внимания, не слушаться, капризничать, отказываться исполнять указания. Это часть человеческого развития.
Чаще всего основные проблемы возникают позже — в 6−8 лет, когда ребенок оказывается в школе и расстройство уже мешает развитию ребенка в школе и негативно сказывается на успеваемости.
Тут важно установить для себя правило — «ребенок не является проблемой, это у ребенка проблемы». Практически все симптомы СДВГ купируются или полностью исправляются в детском возрасте с помощью терапии. Главное идти ребенку на встречу и понимать, что он не хочет доставлять неудобств, он пытается жить в мире с учетом своих особенностей.
Одна из проблем работы по лечению СДВГ связана с тем, что многие родители халатно относятся к этому диагнозу:
Задача учителя, преподавателя или репетитора при работе с детьми с потенциальным СДВГ сообщить об этом родителей, успокоить их, создать правильный контакт и направить к специалистам, для прохождения осмотра у квалифицированного врача. Помните, что мы учим, а не ставим диагнозы.
Заключается в отклонении в развитии нервной системы — из-за травм головы, недостатка кислорода во время беременности, из-за наследственных причин. Некоторые эксперты связывают появление СДВГ с употреблением алкоголя, кофеина или никотина в период беременности, а в отдельных случаях, с проблемами развития в детстве, в том числе с воспитанием.
По различным оценкам от 4 до 12% детей страдают от этого расстройства. Проблему усугубляет тот факт, что многим детям СДВГ ставится ошибочно, исключительно на основании жалоб родителей и прохождения анкетирования. На самом деле полноценная постановка диагноза ставится после длительного наблюдения, анкетирования, прохождения МРТ, а лечение часто включает в себя не только поведенческую терапию, но и медикаменты.
У детей с СДВГ имеется 3 отличительных признака:
- Проблема с внимательностью;
- Гиперактивность;
- Импульсивность.
Такие черты встречаются и у обычных детей и связаны они будут с воспитанием. Поэтому различить расстройство от воспитания может только врач.
Еще 20−30 лет назад, многие специалисты считали СДВГ исключительно проблемой поведенческого характера и до сих пор встречаются врачи и медийные личности, которые исходят именно из этого тезиса. Поэтому стоит осторожно относится к диагнозу и проверять его у нескольких независимых экспертов.
Чтобы поставить диагноз, у ребенка должны быть выявлены симптомы невнимательности или гиперактивности, которые длятся более 6 месяцев и проявляются не только дома или на учебе.
Основные признаки заболевания могут начинаться до 4-х лет, однако тут стоит быть осторожнее с выводами — в 3−4 года дети начинают нащупывать границы взаимодействия с окружающими людьми и часто ведут себя вызывающе по естественным причинам взросления — пытаются манипулировать родителями, могут не обращать на них внимания, не слушаться, капризничать, отказываться исполнять указания. Это часть человеческого развития.
Чаще всего основные проблемы возникают позже — в 6−8 лет, когда ребенок оказывается в школе и расстройство уже мешает развитию ребенка в школе и негативно сказывается на успеваемости.
Тут важно установить для себя правило — «ребенок не является проблемой, это у ребенка проблемы». Практически все симптомы СДВГ купируются или полностью исправляются в детском возрасте с помощью терапии. Главное идти ребенку на встречу и понимать, что он не хочет доставлять неудобств, он пытается жить в мире с учетом своих особенностей.
Одна из проблем работы по лечению СДВГ связана с тем, что многие родители халатно относятся к этому диагнозу:
- Для некоторых звучит оскорбительно — как будто бы родителей обвиняют в недостатке внимания к собственным детям. На деле же, дефицит внимания означает недостаток внимательности, способности к концентрации у детей. Это важно отмечать;
- Часто родители боятся давать детям лекарства и проходить повторный освидетельствования у других специалистов и ограничиваются только некоторыми упражнениями;
Задача учителя, преподавателя или репетитора при работе с детьми с потенциальным СДВГ сообщить об этом родителей, успокоить их, создать правильный контакт и направить к специалистам, для прохождения осмотра у квалифицированного врача. Помните, что мы учим, а не ставим диагнозы.
Итак, основные проблемы детей с СДВГ заключаются в том, что:
- Дети как будто бы не слушают, перебивают взрослых, врываются в разговор с другими учениками и много говорят.
- При выполнении задач легко отвлекаются, допускают небрежные ошибки, поскольку им сложно сконцентрироваться на задаче и проверке ошибок.
- Детям также сложно усидеть за партой, они вертятся, могут покинуть рабочее место, не ждут своей очереди, бегают взад-вперед, чрезмерно активно играют, за рабочим местом постоянно ерзают, переставляют ноги.
- Кстати, дети с СДВГ часто передвигаются на носочках, поскольку мышцы в тонусе и наступать на стопу им сложнее.
Как помочь таким детям?
Стоит внедрять в уроки небольшие физические упражнения в детском возрасте 6−9 лет на 3−5 минут. Кроме того, это поможет остальным ученикам также снимать стресс и напряжение.
Также внедряйте в обучение тренировки для концентрации внимания. Например, работают игры в стихотворной форме, где необходимо найти лишнее. Ищем стихи, где есть перечисление птичек или деревьев. Одно слово меняем в перечислении на инороднее, например, вместо птички, вставляем неживой предмет.
Ребенку придется концентрироваться на смысловых нагрузках, чтобы найти требуемое слово. В игровой форме ребенку будет легче сохранять концентрацию и учиться этому в других задачах.
Давайте упражнения для улучшения работы полушарий и одновременную работу обоих полушарий мозга. Например, рисование двумя руками одновременно — рисуем симметричную елочку, шарики. В школе скорочтения мы практикуем больше подобных упражнений и даем достаточную базу для работы с обоими полушариями мозга.
Также внедряйте в обучение тренировки для концентрации внимания. Например, работают игры в стихотворной форме, где необходимо найти лишнее. Ищем стихи, где есть перечисление птичек или деревьев. Одно слово меняем в перечислении на инороднее, например, вместо птички, вставляем неживой предмет.
Ребенку придется концентрироваться на смысловых нагрузках, чтобы найти требуемое слово. В игровой форме ребенку будет легче сохранять концентрацию и учиться этому в других задачах.
Давайте упражнения для улучшения работы полушарий и одновременную работу обоих полушарий мозга. Например, рисование двумя руками одновременно — рисуем симметричную елочку, шарики. В школе скорочтения мы практикуем больше подобных упражнений и даем достаточную базу для работы с обоими полушариями мозга.

Хочу обратить внимание на то, что дети с СДВГ импульсивны — это приводит к проблемам в социализации и общении со сверстниками и другими взрослыми. Поэтому крайне важно наладить контакт с ребенком самостоятельно. В таком случае, преподаватель становится мостиком между ребенком с расстройством дефицита внимания и остальной группой детей.
Печальный факт в том, что часто учитель убирает дистанцию не только между детьми, но и между родителями и их чадами — родители не всегда понимают серьезность детских проблем, иногда отстраняются в защитных реакциях психики, так как ассоциируют проблемы детей с проблемами в себе.
Во всех случаях, стоит понять причины, почему ребенок соблюдает тот или иной паттерн поведения, так как внешние проявления хоть и могут быть грубыми, но ребенок не осознает этого. Лишние оценки действий и реакций снижают самооценку и приводят к осложнениям в поведении.
Важно не бороться с ребенком, не обесценивать чувства, ощущения и эмоции детей. Этому же учить родителей и других одноклассников — при этом уважаться должны чувства всех участников общения.
Понимание — это ключик для спокойной реакции. Даже маленькие детки, которые понимают, что у другого ребенка проблемы, чаще стараются помочь и поддержать, нежели оттолкнуть. Проще донести ценность общения и мирного, здорового урегулирования ситуаций через знания и опыт. Пользуйтесь этим приемом.
Печальный факт в том, что часто учитель убирает дистанцию не только между детьми, но и между родителями и их чадами — родители не всегда понимают серьезность детских проблем, иногда отстраняются в защитных реакциях психики, так как ассоциируют проблемы детей с проблемами в себе.
Во всех случаях, стоит понять причины, почему ребенок соблюдает тот или иной паттерн поведения, так как внешние проявления хоть и могут быть грубыми, но ребенок не осознает этого. Лишние оценки действий и реакций снижают самооценку и приводят к осложнениям в поведении.
Важно не бороться с ребенком, не обесценивать чувства, ощущения и эмоции детей. Этому же учить родителей и других одноклассников — при этом уважаться должны чувства всех участников общения.
Понимание — это ключик для спокойной реакции. Даже маленькие детки, которые понимают, что у другого ребенка проблемы, чаще стараются помочь и поддержать, нежели оттолкнуть. Проще донести ценность общения и мирного, здорового урегулирования ситуаций через знания и опыт. Пользуйтесь этим приемом.
Отмечу факторы в работе с детьми у которых есть СДВГ для учителей и родителей:
- Установка четких правил распорядка для создания стабильной и предсказуемой среды и учебного процесса — это поможет адаптироваться;
- Обучение дроблению крупных задач на более мелкие этапы. Справляться с небольшими задачами проще и тогда усваивать материал будет легче;
- Использовать визуализацию как подсказки — яркие плакаты, отметки в расписании или контрольных списках помогут сохранять концентрацию на важных элементах. Эти приемы можно использовать и в учебных материалах;
Педагогам стоит сохранять психическое равновесие и быть чуткими. Создавать атмосферу поддержки и понимания.
К сожалению, не всегда учителя общеобразовательных школ справляются с такими детьми. Тут требуется дополнительная профессиональная подготовка и наличие времени. С учетом загруженности школ и объема бюрократической работы, даже при желании учитель часто не может уделить дополнительного времени ученику с проблемой.
Поэтому детям с СДВГ может потребоваться репетитор или обучение в небольших учебных группах. Индивидуальный план обучения позволит меньше отвлекаться и учитывать особенности ребенка для освоения материалов, чтобы он не отстал от основной группы и смог понять материал.
Надеюсь, статья поможет родителям и преподавателям понять и потому легче справляться с ребятами у которых есть диагноз СДВГ. Больше практик вы сможете увидеть в моих социальных сетях.
Подписывайтесь, если вам понравилась статья:
ВКонтакте — https://vk.com/reg.skorochtenie
Телеграмм — https://t.me/reginaskorochtenie
Рутуб — https://rutube.ru/u/reginaskorochtenie/
Ютуб — https://www.youtube.com/@reg.skorochtenie
Яндекс Дзен — https://dzen.ru/skorochtenie
Также Вас ждет много полезных постов, статей и видеороликов про современные подходы в обучении детей!
До скорых встреч!)
Поэтому детям с СДВГ может потребоваться репетитор или обучение в небольших учебных группах. Индивидуальный план обучения позволит меньше отвлекаться и учитывать особенности ребенка для освоения материалов, чтобы он не отстал от основной группы и смог понять материал.
Надеюсь, статья поможет родителям и преподавателям понять и потому легче справляться с ребятами у которых есть диагноз СДВГ. Больше практик вы сможете увидеть в моих социальных сетях.
Подписывайтесь, если вам понравилась статья:
ВКонтакте — https://vk.com/reg.skorochtenie
Телеграмм — https://t.me/reginaskorochtenie
Рутуб — https://rutube.ru/u/reginaskorochtenie/
Ютуб — https://www.youtube.com/@reg.skorochtenie
Яндекс Дзен — https://dzen.ru/skorochtenie
Также Вас ждет много полезных постов, статей и видеороликов про современные подходы в обучении детей!
До скорых встреч!)