Центр повышения квалификации педагогов Регины Казарян.

Лицензия на образовательную деятельность Министерства образования РФ Л035-01198-02/00286004.
О скорочтении, развитии мозга и репетиторстве

Когда детей начинать учить читать

Скорочтение
— Мой ребенок начал читать уже в 3 года, — с гордостью говорит один из родителей на детской площадке.

Окружающие смущаются и задумываются о курсах или домашнем обучении чтению для своего чада. Не удивительно, ведь их дети в 3−4 года даже не начинали учиться читать.

Конечно, гордиться своим ребенком и его успехами совершенно нормально и очень приятно. Но не нужно устраивать из этого соревнование. Ведь, в конечном итоге, расплачиваться за чрезмерные нагрузки и амбиции родителей будут именно дети. В этом выпуске я расскажу, когда детей можно начинать учить чтению, чтобы не причинить вреда их психике.

Всех приветствую. Я — Регина Казарян, я развиваю свою сеть школ скорочтения. Довольно часто родители спрашивают у нас: «Когда детей, в принципе, надо начинать учить читать?» Определенного ответа здесь нет — для обучения чтению нужен фундамент, который поможет ребенку закрепить навык чтения. Это развитый словарный запас, умение концентрироваться, строить предложения, визуализировать для себя смысл сказанного. У каждого ребенка эти навыки формируются индивидуально. То есть, подходящий возраст для начала обучения чтению может варьироваться.

Отмечу, что детей стоит начинать учить чтению хотя бы за год до поступления в школу. В этот срок закладывается время на подготовку: ребёнок изучает алфавит, учится работать со слогами, получает базовые навыки чтения.

Не стоит стремиться к тому, чтобы непременно отправить ребенка пораньше в школу. Шестилетним часто приходится сталкиваться с тем, что семилетние сверстники лучше развиты физически и способны воспринимать больше информации исключительно из-за разницы в возрасте. Младшим ученикам часто приходится быть в роли догоняющих, а это большая нагрузка на психику. Потому решение отдать ребенка в школу раньше 7 лет стоит принимать взвешенно. Если вы сомневаетесь, лучше предварительно проконсультироваться с детским психологом.

Увы, школьная программа не рассчитана на полноценное обучение чтению с нуля. К тому же, у ребенка появится много других предметов, а в классах общеобразовательных школ много учеников — вряд ли учитель будет успевать уделять необходимое внимание каждому. Таким образом, желательно готовить детей к школе заранее и научить их читать до поступления в первый класс.
Если же ваш ребенок уже поступает в школу и плохо читает, можете узнать о причинах плохого чтения в моем ролике об этом - https://youtu.be/GSUDKAusKWA
Важно сохранять здоровое отношение и понимать основные этапы развития ребенка.

Так, до четырех лет ребенок учится понимать свое тело и ориентироваться в пространстве. Это — огромный набор навыков, следовательно, лучше уделить больше внимания движению и активным играм. За это время он сможет узнать множество новых слов, понять их значения и научиться правильно использовать на практике при взаимодействии с родителями и другими детьми.

Чтение — это навык, который можно развить. Есть дети, которые читают уже в 3 года. Бывают отдельные случаи, когда дети начинают читать и раньше. Ускорять процесс, как вы уже поняли, не стоит. Иначе у ребенка могут появиться пробелы в развитии, например, нарушение координации, замедленная реакция.

После четырех лет можно начинать готовить ребенка к обучению чтению. Чтобы не только воспроизводить звуки при чтении вслух, но и усваивать информацию, дети должны понимать смысл текста. Ребенку необходим словарный запас и развитое образное мышление, чтобы он был способен представлять происходящее в тексте, отталкиваясь от ассоциаций со знакомыми образами. Основа для понимания — это соотношение слова и образа. То есть, чтобы ребенок мог представить себе условную собаку или щенка, когда мы говорим ему о собачке.

Также важны ориентация в пространстве и понимание таких определений, как: впереди, сзади, слева, справа, большой и маленький, снаружи и внутри. Для развития этих навыков стоит:

  • больше общаться с ребенком
  • дать ему простор для высказывания своего мнения
  • просить пересказывать простые истории
  • расспрашивать о событиях прошедшего дня: как он провел время в садике, как играл с игрушками или с друзьями, что видел во время прогулки. А также интересоваться деталями: где он был, какой формы были игрушки, какого цвета машинка или платье куклы.

Важное напоминание. Говорите не только об окружающем мире, спрашивайте о внутреннем состоянии — что ребенку понравилось, что не нравится, какие эмоции он испытывает. В дальнейшем это поможет ему лучше понимать свое собственное психологическое состояние, сообщать окружающим о сложностях и проблемах, понимать эмоциональные тексты. Это пригодится как в личной жизни, так и способствует развитию soft-skills, которые нужны большинству современных работодателей.

Разговаривая с ребенком, вы сможете понять, как он выговаривает слова и строит предложения, может ли запоминать достаточно информации. Например, запомнить три простые задачи и выполнить их по памяти.

Если у ребенка возникают проблемы с составлением предложений или произнесением некоторых звуков, при попытке освоить чтение могут возникнуть проблемы — сложно соотносить буквы и слова в тексте, если они расходятся по звучанию. То есть, сначала стоит поработать с речью, а потом уже переходить к чтению. Возможно придется обратиться к логопеду за рекомендациями. Нет ничего страшного, если вы начнете учить ребенка читать в 5−6 лет, а не в 4 года. Исправлять накопленные ошибки в более позднем возрасте гораздо сложнее.

Кроме того, в процессе обучения, если у ребенка есть трудности с речью, у него будет плохо получаться развивать навык чтения, ведь ошибки отбивают желание детей учится.
Подробнее о мотивации к учебе я уже рассказывала в видео с секретами мотивации у детей - https://rutube.ru/video/91d425320058b01a951d9f21a387b12a/
Чтобы помочь ребенку с накоплением словарного запаса и выработкой правильного произношения, рекомендую рассказывать ребенку понятные для него сказки, читать стихи или вместе петь детские песни. Пусть он привыкает к правильной речи и воспроизводит слова вместе с вами. Во время чтения не забывайте обсудить прочитанные сказки с малышом и ответить на его вопросы, чтобы устранить возможные недопонимания.

Один из важнейших навыков, необходимых при обучении чтению — умение концентрироваться. Если ребенок не способен увлеченно заниматься каким-то делом на протяжении 15−20 минут, то учиться читать ему, скорее всего, будет скучно, он станет отвлекаться и, следовательно, плохо запоминать прочитанное.

Трудности с концентрацией возникают из-за частого просмотра мультфильмов и коротких видео или от частого переключения между разными действиями и отсутствия привычки доводить их до конца, а также недостатка внимания, когда ребенок пытается привлечь внимание родителей.

Чтобы ребенок лучше концентрировался, старайтесь убирать отвлекающие факторы, когда он чем-то занимается: выключайте фоновую музыку, убирайте телефоны и планшеты, выключайте телевизор или компьютер. Занимайтесь вместе — это повысит вовлеченность ребенка в процесс и поможет ему сосредоточиться на одном деле, лучше всего, если ребенок будет увлечен своим занятием и сможет погрузиться в процесс. Например, можете показать ему, как из игрушек построить красивую башню, провести спектакль с куклами или придумать иной способ пробудить в ребёнке интерес.

Кстати, о мотивации. Один из важнейших пунктов для зарождения интереса к чтению — личный пример. Если ребенок видит вас за компьютером или просмотром роликов, а читаете вы книги или статьи не часто, сложно будет заинтересовать ребенка чтением.

Важно понимать, что принуждение к чтению негативно сказывается как на психике детей, так и на освоении этого навыка. Потому родителям придется постараться убедить ребенка в том, что это действительно интересно и полезно для него самого.

Резюмируя все вышесказанное: начинать ребенка учить читать лучше после четырех лет, когда у него появится достаточный словарный запас, понимание основ взаимодействия с пространством. Стоит общаться с ребенком и мотивировать его к общению, чтобы развить навыки разговорной речи, которые очень важны для чтения. Начинать учить ребенка читать стоит хотя бы за год до поступления в первый класс, чтобы в школе у него не было проблем с успеваемостью.
Подробнее о том, как готовить ребенка к школе, я рассказывала в соответствующем видео – https://rutube.ru/video/1b44571162499ab6f3bb165970fab015/
Надеюсь, это видео было вам полезно.
До встречи!)

P. S.: Не забудьте поделиться данной статьей с родителями и коллегами, для кого актуальна тема обучения детей.
Баннер