Центр повышения квалификации педагогов Регины Казарян.

Лицензия на образовательную деятельность Министерства образования РФ Л035-01198-02/00286004.
О скорочтении, развитии мозга и репетиторстве

Если ребенок плохо пишет

Каллиграфия
Все чаще родители и учителя сталкиваются с проблемами письма у детей. Сейчас навык письма воспринимается многими детьми как устаревший и ненужный, ведь с раннего детства человека окружают гаджеты с электронными клавиатурами, голосовыми помощниками и мессенджеры с видеосвязью. В итоге у детей нет мотивации осваивать письмо, и в школе возникают проблемы со скоростью записи конспектов и запоминанием информации. В этом материале читатель узнает как исправить плохой почерк ребенка, что в современном мире людям может дать навык каллиграфии и почему она помогает лучше учится.

Какой почерк называют плохим

Детей начинают учить писать еще в подготовительных группах детского сада и закрепляют навык с 1 класса. Навык письма позволяет лучше запоминать информацию, закрепляя ее не только визуально в виде текста, но и с помощью подкрепления через моторику рук. Во время написания слова мы дополнительно закрепляем информацию в своей голове.
Есть две самые главные характеристики письма: читаемость и скорость написания слов. Очень часто детей учат неэффективным способам написания письма. В итоге дети стараются писать либо красиво, либо быстро. В первом случае часто закрепляется написание букв без соединительных элементов, как на рисунке ниже.
Пример плохого почерка с проблемой соединения букв
Пример плохого почерка с проблемой соединения букв
На примере видно, что часть букв не имеет соединительных элементов, то есть руку приходилось каждый раз чуть поднимать, чтобы перейти к следующей букве. Там же, где буквы соединены, во многих случаях образуются углы, а не продолжение линии, что также тормозит процесс. Ребенку и взрослому с таким почерком приходится перенапрягать руку и постоянно думать над написанием каждой буквы. Получается, что человек пишет медленно и задумывается не над смыслом, а над буквами. Запоминаемость информации страдает, и для ребенка такой конспект окажется фактически новой информацией, хотя он сам его писал. Еще хуже то, что с таким почерком ни дети, ни взрослые не успеют записать достаточно информации из условной лекции, и часть материала будет исключена полностью. Естественно, в обучении начнутся проблемы.
В другом случае дети стараются ускорить текст письма настолько, что “проглатывают” слова, а написанный текст в дальнейшем практически невозможно прочитать. Как ребенок сможет повторить материал по записям, которые с трудом может расшифровать – вопрос риторический. Часто в таких случаях информация остается за кадром, вся концентрация внимания уходит на скорость написания, а не восприятие информации.

Что делать, если у ребенка плохой почерк

Если у ребенка плохой почерк, он пишет медленно или непонятно, то ему придется проделывать двойную, а то и тройную работу – переписывать конспекты одноклассников, разбираться в теме самостоятельно, без учителя, расшифровывать чужой текст, чтобы понять его смысл.
Чтобы исправить проблему, нужно ее понять. Начните с подбора правильной ручки – возможно, письменные принадлежности ребенка недостаточно удобны и вызывают дополнительное напряжение. Ищите варианты с выемкой для пальцев, что облегчает написание текста и помогает ребенку держать ручку правильно. Использование перьевой ручки способствует улучшению почерка из-за разницы в силе нажатия, но в некоторых городах России, за пределами городов-миллионников типа Москвы и Санкт-Петербурга, найти хорошую перьевую ручку может быть довольно сложно. В любом случае, инструмент должен быть удобен, а для этого может потребоваться длительный опыт письма – не всегда может быть понятно сразу, насколько ручка удобна.
После подбора удобных письменных принадлежностей пора переходить к искусству письма. Из-за современных тенденций к цифровизации все больше внимания ребенок уделяет гаджетам, что не способствует развитию мелкой моторики рук. То есть у современных детей наблюдается не только проблема с координацией движений, но и с развитием мышц рук, поэтому они могут быстрее утомляться от письма. Развитие моторики позволяет не только улучшить координацию движений пальцев, но и улучшает работу мозга: концентрацию внимания, развивает память и речь. Поэтому в рамках овладения искусством каллиграфии педагог дает ученикам упражнения для развития мышц рук, координацию движения пальцев и кистей в целом, обучает правильным вариантам написания букв и соединительных элементов между ними. Таким образом, достигается разностороннее развитие мозга, где каждая деталь дополняет друг друга и позволяет ребенку освоить быстрое и понятное написание слов, без отрыва рук от стола. Процесс письма перестает вызывать напряжение в руках, а значит на освоение материала остается больше возможностей.
Самое главное, что уроки каллиграфии занимают небольшой отрезок времени, то есть уже через несколько месяцев ребенок перестанет отставать на уроках из-за плохого почерка и сможет эффективнее заниматься на занятиях или выполнять домашние задания. А когда у детей что-то хорошо получается, то им проще сохранить мотивацию к обучению и получать хорошие оценки.
Баннер