Все чаще родители и учителя сталкиваются с проблемами письма у детей. Сейчас навык письма воспринимается многими детьми как устаревший и ненужный, ведь с раннего детства человека окружают гаджеты с электронными клавиатурами, голосовыми помощниками и мессенджеры с видеосвязью. В итоге у детей нет мотивации осваивать письмо, и в школе возникают проблемы со скоростью записи конспектов и запоминанием информации. В этом материале читатель узнает как исправить плохой почерк ребенка, что в современном мире людям может дать навык каллиграфии и почему она помогает лучше учится.
Какой почерк называют плохим
Детей начинают учить писать еще в подготовительных группах детского сада и закрепляют навык с 1 класса. Навык письма позволяет лучше запоминать информацию, закрепляя ее не только визуально в виде текста, но и с помощью подкрепления через моторику рук. Во время написания слова мы дополнительно закрепляем информацию в своей голове.
Есть две самые главные характеристики письма: читаемость и скорость написания слов. Очень часто детей учат неэффективным способам написания письма. В итоге дети стараются писать либо красиво, либо быстро. В первом случае часто закрепляется написание букв без соединительных элементов, как на рисунке ниже.
На примере видно, что часть букв не имеет соединительных элементов, то есть руку приходилось каждый раз чуть поднимать, чтобы перейти к следующей букве. Там же, где буквы соединены, во многих случаях образуются углы, а не продолжение линии, что также тормозит процесс. Ребенку и взрослому с таким почерком приходится перенапрягать руку и постоянно думать над написанием каждой буквы. Получается, что человек пишет медленно и задумывается не над смыслом, а над буквами. Запоминаемость информации страдает, и для ребенка такой конспект окажется фактически новой информацией, хотя он сам его писал. Еще хуже то, что с таким почерком ни дети, ни взрослые не успеют записать достаточно информации из условной лекции, и часть материала будет исключена полностью. Естественно, в обучении начнутся проблемы.
В другом случае дети стараются ускорить текст письма настолько, что “проглатывают” слова, а написанный текст в дальнейшем практически невозможно прочитать. Как ребенок сможет повторить материал по записям, которые с трудом может расшифровать – вопрос риторический. Часто в таких случаях информация остается за кадром, вся концентрация внимания уходит на скорость написания, а не восприятие информации.
Что делать, если у ребенка плохой почерк
Если у ребенка плохой почерк, он пишет медленно или непонятно, то ему придется проделывать двойную, а то и тройную работу – переписывать конспекты одноклассников, разбираться в теме самостоятельно, без учителя, расшифровывать чужой текст, чтобы понять его смысл.
Чтобы исправить проблему, нужно ее понять. Начните с подбора правильной ручки – возможно, письменные принадлежности ребенка недостаточно удобны и вызывают дополнительное напряжение. Ищите варианты с выемкой для пальцев, что облегчает написание текста и помогает ребенку держать ручку правильно. Использование перьевой ручки способствует улучшению почерка из-за разницы в силе нажатия, но в некоторых городах России, за пределами городов-миллионников типа Москвы и Санкт-Петербурга, найти хорошую перьевую ручку может быть довольно сложно. В любом случае, инструмент должен быть удобен, а для этого может потребоваться длительный опыт письма – не всегда может быть понятно сразу, насколько ручка удобна.
После подбора удобных письменных принадлежностей пора переходить к искусству письма. Из-за современных тенденций к цифровизации все больше внимания ребенок уделяет гаджетам, что не способствует развитию мелкой моторики рук. То есть у современных детей наблюдается не только проблема с координацией движений, но и с развитием мышц рук, поэтому они могут быстрее утомляться от письма. Развитие моторики позволяет не только улучшить координацию движений пальцев, но и улучшает работу мозга: концентрацию внимания, развивает память и речь. Поэтому в рамках овладения искусством каллиграфии педагог дает ученикам упражнения для развития мышц рук, координацию движения пальцев и кистей в целом, обучает правильным вариантам написания букв и соединительных элементов между ними. Таким образом, достигается разностороннее развитие мозга, где каждая деталь дополняет друг друга и позволяет ребенку освоить быстрое и понятное написание слов, без отрыва рук от стола. Процесс письма перестает вызывать напряжение в руках, а значит на освоение материала остается больше возможностей.
Самое главное, что уроки каллиграфии занимают небольшой отрезок времени, то есть уже через несколько месяцев ребенок перестанет отставать на уроках из-за плохого почерка и сможет эффективнее заниматься на занятиях или выполнять домашние задания. А когда у детей что-то хорошо получается, то им проще сохранить мотивацию к обучению и получать хорошие оценки.