Развивающие мультики для детей пользуются бешенной популярностью. Родители часто хотят немного отдохнуть, сделать дела или привести себя в порядок, а детям включают развивашки, чтобы успокоить самих себя — ребенок ведь не просто развлекательный контент смотрит, а его учат чему-то новому.
В этой статье разберем сложную тему и я расскажу как мультики влияют на детей, стоит ли ограничивать просмотр и какие потенциальные проблемы могут возникнуть от такого досуга.
Я понимаю почему родители используют мультфильмы и что для многих это единственное средство, чтобы немного отдохнуть. Так что обойдемся без морализаторства и рассмотрим вопрос исключительно с позиции здоровья и развития ребенка.
В этой статье разберем сложную тему и я расскажу как мультики влияют на детей, стоит ли ограничивать просмотр и какие потенциальные проблемы могут возникнуть от такого досуга.
Я понимаю почему родители используют мультфильмы и что для многих это единственное средство, чтобы немного отдохнуть. Так что обойдемся без морализаторства и рассмотрим вопрос исключительно с позиции здоровья и развития ребенка.
Взаимосвязь между просмотром мультиков и тревожностью, качеством сна.
Чем дольше ребенок смотрит мультики, тем дольше засыпает и тревожнее спит. Это происходит из-за снижения уровня мелатонина, который помогает нам засыпать и оказывает антиоксидантный эффект. Мелатонин вырабатывается в темное время суток и достигает максимума ночью, днем же его количество сильно снижается. На самом деле эффект оказывается не мультиками, а подсветкой экранов. Экраны, которые используются в технике имеют синее излучение, которое возбуждает нервную систему и подавляет выработку мелатонина — мозг считает, что еще день и не торопиться спать. Именно из-за этого эффекта смотреть телевизор перед сном или давать ребенку мультики независимо от тематической направленности не стоит. Постарайтесь прекращать просмотр контента с экранов хотя бы за 2 часа до сна.
Кстати, светодиодные и люминесцентные лампы часто работают в том же спектре, так что постарайтесь использовать желтоватый цвет или оттенки близкие к закату в освещении спальни перед сном. А на компьютере или телефона включайте ночной режим по возможности — экран в таких случаях становится желтоватым. Также можно использовать устройства с маленьким экраном для снижения воздействия синего излучения.
Кстати, светодиодные и люминесцентные лампы часто работают в том же спектре, так что постарайтесь использовать желтоватый цвет или оттенки близкие к закату в освещении спальни перед сном. А на компьютере или телефона включайте ночной режим по возможности — экран в таких случаях становится желтоватым. Также можно использовать устройства с маленьким экраном для снижения воздействия синего излучения.
Теперь перейдем непосредственно к мультикам:
До трех лет показывать мультики ребенку не стоит вообще. В этом возрасте очень важна обратная связь и социальное взаимодействие. Родитель когда общается с ребенком или делает с ним или при нем какие-то дела может сразу объяснять смысл слов, названия и объяснить свои действия. Тут есть интерактив и обратная связь, установление контакта с родителем. В целом до трех лет познание ребенком мира во многом строится через родителя и это позволяет получать первичные эмоциональные отклики, понимание хорошего и плохого. Без этого ребенку будет намного сложнее воспринимать мир. В случае необходимости мама или папа могут остановиться и повторить объяснения. Можно показать что-то иначе, а потом попросить воспроизвести то, что ребенок понял.
Мультики, независимо от их направленности этого не сделают. Мультик пойдет дальше независимо от понимания ребенком правил. При этом, даже в развивающих мультиках есть музыкальное сопровождение и персонажи, какой-то фоновый смысл за которым можно следить — Даша путешественница ищет дорогу, Синий трактор куда то едет в красочном окружении, а Маша играет с Медведем. Если ребенок не сможет понять смысл мультика, то его просмотр не несет никакой нагрузки.
Базовый словарный запас начинают формироваться в 3−4 года. Тут здоровый ребенок сможет начать получать какие то данные из простейших мультиков и как-то обрабатывать информацию. Только с четырех — четырех с половиной лет мультики смогут приносить какую-то пользу и объяснять события реального мира. Причем только простые мультики позволят ребенку понимать все происходящее на экране.
Мультики, независимо от их направленности этого не сделают. Мультик пойдет дальше независимо от понимания ребенком правил. При этом, даже в развивающих мультиках есть музыкальное сопровождение и персонажи, какой-то фоновый смысл за которым можно следить — Даша путешественница ищет дорогу, Синий трактор куда то едет в красочном окружении, а Маша играет с Медведем. Если ребенок не сможет понять смысл мультика, то его просмотр не несет никакой нагрузки.
Базовый словарный запас начинают формироваться в 3−4 года. Тут здоровый ребенок сможет начать получать какие то данные из простейших мультиков и как-то обрабатывать информацию. Только с четырех — четырех с половиной лет мультики смогут приносить какую-то пользу и объяснять события реального мира. Причем только простые мультики позволят ребенку понимать все происходящее на экране.
Хочу обратить внимание на важность социального взаимодействия.
При просмотре мультиков этот элемент отсутствует. Эмоции ребенка отдельно, а эмоции на экране отдельно. Взаимодействия между ними нет и они не влияют друг на друга. То есть ребенок привыкает к отсутствию обратной связи, а это искажает понимание собственных эмоций. Дети, которые много времени проводят в виртуальном пространстве без эмоционального отклика хуже понимают эмоциональный спектр.
Это приводит к тому, что ребенок не может понять себя, что именно он чувствует — тогда как будто существуют только крайние проявления эмоций — хорошо и плохо. Тогда дети не смогут понять, почему в какой-то момент им хочется ударить обидчика, почему они испытывают гнев или плачут. Часто встречаются очень сильные эмоциональные реакции, истерики, крики. Чтобы как-то это нивелировать, стоит добавить социальное взаимодействие. Обсуждать с ребенком то, что он посмотрел и увидел, упражнения, которые были показаны на экране:
Это даст ребенку лучшее понимание, социальный опыт и точку опоры.
Это приводит к тому, что ребенок не может понять себя, что именно он чувствует — тогда как будто существуют только крайние проявления эмоций — хорошо и плохо. Тогда дети не смогут понять, почему в какой-то момент им хочется ударить обидчика, почему они испытывают гнев или плачут. Часто встречаются очень сильные эмоциональные реакции, истерики, крики. Чтобы как-то это нивелировать, стоит добавить социальное взаимодействие. Обсуждать с ребенком то, что он посмотрел и увидел, упражнения, которые были показаны на экране:
- Если мультик рассказывает про формы, объясните в чем суть форм и их различие.
- Если мультфильм говорит о сохранении природы, поясните почему это важно, дайте ребенку высказать свое мнение.
- Если присутствуют какие-то эмоциональные моменты или социальные взаимодействия обязательно поделитесь друг с другом мнением и дайте обратную связь.
Это даст ребенку лучшее понимание, социальный опыт и точку опоры.
Дополнительный элемент, который стоит учитывать – виртуальность происходящего.
Дело в том, что у видеоконтента нет еще одного важного элемента обратной связи — реальных свойств предметов: тактильных ощущений, физического действия. Без этого не выстраиваются ассоциации и полноценные эмоциональные связи. В итоге нет ощущения ответственности и понимания происходящего. Мир там — легок и не имеет влияния, хотя цениться наравне с реальным миром. А это приводит к тому, что дети все больше внимания уделяют виртуальности и предпочитают существовать в виртуальном мире мультиков, игр, а позже и интернета в целом.
Поэтому очень важно компенсировать эту связь реальным взаимодействием. Поиграйте с ребенком реальными игрушками, давайте трогать предметы, взаимодействовать с реальными объектами. Ничего страшного, если что-то сломается или испортится — главное, что ребенок сможет понять каково это и прочувствовать момент. Тогда у него будет подкрепление из реального мира о происходящих событиях на экране.
Поэтому очень важно компенсировать эту связь реальным взаимодействием. Поиграйте с ребенком реальными игрушками, давайте трогать предметы, взаимодействовать с реальными объектами. Ничего страшного, если что-то сломается или испортится — главное, что ребенок сможет понять каково это и прочувствовать момент. Тогда у него будет подкрепление из реального мира о происходящих событиях на экране.
Идем дальше. Существует произвольное и непроизвольное внимание.
Произвольное внимание – это поверхностное погружение, то что мы замечаем фоном. Ребенок может играть в игрушки или реагировать в мультике только на эмоциональные моменты, яркие раздражители, песенки.
Непроизвольное внимание требует концентрации, попытки разобраться в вопросе. Это концентрация на конкретном событии и его анализ.
Дети привыкают смотреть мультики поверхностно. Следя за основным сюжетом, но упуская эмоциональные и смысловые подтексты, которые вкладываются в мультик. Просмотр видео в целом, для большинства людей кроме профессиональных критиков и создателей контента не требует концентрации. Даже экспертные видео стараются делать так, чтобы самое важное было подсвечено, разжевано и передано зрителю в максимально удобном и простом формате.
Обратите внимание: развивающий сегмент мультика в конечном итоге сам дает ответ на заданный мультиком же вопрос. Ребенку не обязательно проявлять усилия или думать над загадкой. Поэтому мультфильмы несмотря на задачи приучают к непроизвольному вниманию, что создает проблемы с концентрацией. То есть ребенок приучается к формальному исполнению: формально прочел или даже просто посмотрел в учебник вычленив только подчеркнутые или проиллюстрированные момент и все. Задача воспринимается как сделанная. Есть ли понимание смысла уже вторично. Как только интерес теряется, дело заканчивается.
С мультиком можно также – отвлечься от загадки, а потом вернуться когда она кончится. Сам интерес начинает теряться или перестает возникать. Такой жизненный подход быстро становится привычкой, которая закрепляется и ее приходится потом с трудом менять. Это порождает множество проблем. Самая частая – проблема с интересом к чтению. После подготовленного материала, привить ребенку любовь к чтению становится очень сложно. Чтение для мозга с одной стороны – развивающее занятие, но довольно ресурсозатратно: приходится выстраивать картинку в сознании, концентрировать внимание зрения на небольшой площади, обдумывать прочитанное. В то время как мультфильмы стараются все разжевать, ярко подсветить, развлечь и проделать всю работу за ребенка. Тут убивается интерес к осмыслению и изучению мира. Если вы смотрели ролик о лени мозга, то помните, что мозг не очень любит тратить энергию и старается делать как можно меньше действий.
В этом случае родителям снова может помочь обсуждение с ребенком событий мультфильма. Стоит проявить хитрость и рассматривать ситуации с разных сторон. Давать ребенку загадки на основе событий мультфильма и подкреплять поиск решений потенциальной пользой, которая в интересах ребенка. Например, дать ребенку возможность увидеть дополнительную сюжетную линию, которую он не заметил и спросить его мнение об этом. Пусть привыкает к тому, что ситуации могут иметь больше смыслов, а задачи которые ему показывают действительно помогут ему узнать что-то новое или сделать что-то интересное и полезное. Так, работа с формами может помочь, например, сделать красивые пирожные, которые можно съесть самому или удивить друзей.
Непроизвольное внимание требует концентрации, попытки разобраться в вопросе. Это концентрация на конкретном событии и его анализ.
Дети привыкают смотреть мультики поверхностно. Следя за основным сюжетом, но упуская эмоциональные и смысловые подтексты, которые вкладываются в мультик. Просмотр видео в целом, для большинства людей кроме профессиональных критиков и создателей контента не требует концентрации. Даже экспертные видео стараются делать так, чтобы самое важное было подсвечено, разжевано и передано зрителю в максимально удобном и простом формате.
Обратите внимание: развивающий сегмент мультика в конечном итоге сам дает ответ на заданный мультиком же вопрос. Ребенку не обязательно проявлять усилия или думать над загадкой. Поэтому мультфильмы несмотря на задачи приучают к непроизвольному вниманию, что создает проблемы с концентрацией. То есть ребенок приучается к формальному исполнению: формально прочел или даже просто посмотрел в учебник вычленив только подчеркнутые или проиллюстрированные момент и все. Задача воспринимается как сделанная. Есть ли понимание смысла уже вторично. Как только интерес теряется, дело заканчивается.
С мультиком можно также – отвлечься от загадки, а потом вернуться когда она кончится. Сам интерес начинает теряться или перестает возникать. Такой жизненный подход быстро становится привычкой, которая закрепляется и ее приходится потом с трудом менять. Это порождает множество проблем. Самая частая – проблема с интересом к чтению. После подготовленного материала, привить ребенку любовь к чтению становится очень сложно. Чтение для мозга с одной стороны – развивающее занятие, но довольно ресурсозатратно: приходится выстраивать картинку в сознании, концентрировать внимание зрения на небольшой площади, обдумывать прочитанное. В то время как мультфильмы стараются все разжевать, ярко подсветить, развлечь и проделать всю работу за ребенка. Тут убивается интерес к осмыслению и изучению мира. Если вы смотрели ролик о лени мозга, то помните, что мозг не очень любит тратить энергию и старается делать как можно меньше действий.
В этом случае родителям снова может помочь обсуждение с ребенком событий мультфильма. Стоит проявить хитрость и рассматривать ситуации с разных сторон. Давать ребенку загадки на основе событий мультфильма и подкреплять поиск решений потенциальной пользой, которая в интересах ребенка. Например, дать ребенку возможность увидеть дополнительную сюжетную линию, которую он не заметил и спросить его мнение об этом. Пусть привыкает к тому, что ситуации могут иметь больше смыслов, а задачи которые ему показывают действительно помогут ему узнать что-то новое или сделать что-то интересное и полезное. Так, работа с формами может помочь, например, сделать красивые пирожные, которые можно съесть самому или удивить друзей.
Что же получается?
Мультики могут помочь родителям освободить немного время, но не смогут обучить ребенка без должной базы. Более того, без этой базы и последующей работы с ребенком, мультики могут принести вред. Даже если они развивающие и сделаны профессионалами. Поэтому показ ребенку мультиков — ответственное занятие, после которого стоит обсуждать эти самые мультики, подкреплять увиденное схожим реальным опытом. Кроме того, мультики не стоит смотреть на ночь и занимать ими ребенка часами. Тем не менее, если правильно подобрать мультики и соблюдать осторожность, то мультики вполне можно показывать детям.
Итак, на что стоит обращать внимание при выборе мультфильмов и как их смотреть:
Первое: яркость красок. В советских мультиках выбор красок уходил от чрезмерно ярких цветов и это оказалось хорошим решением. Чем меньше агрессивных триггеров есть в мультике, тем лучше. Это позволяет меньше сбивать ребенка с мыслей о которых повествует сюжет. Меньше отвлекающих внимание приемов, которые будут влиять на внимательность ребенка в будущем. Тоже самое касается резких звуков, подчеркнуто эмоционального поведения.
Второе: изучите мультики на наличие непонятных слов или событий, которые отсутствуют в лексиконе ребенка. Лучше всего будет, если как минимум в первый раз вы сможете посмотреть мультфильм вместе, обсудить его и объяснить, что происходит. А в некоторых случаях поставить на паузу и разобрать упражнения на практике.
Третье: лучше найти мультики российского производства, где артикуляция персонажа будет соответствовать русским словам. Это поможет развитию речи. Можете взять советские мультики, если не нравятся современные. Помните, что при развитии речи родители показывают ребенку визуально, как именно мы произносим звуки или слова — как двигается язык и губы. Также и с мультиками. Это важно как минимум до 6 лет. Если работа с артикуляцией персонажа сделана плохо, лучше выбрать другое произведение. Иностранные мультики с локализацией не работает над прорисовкой губ, поэтому их лучше исключить.
Четвертое: в детском возрасте стоит ограничивать время проведенное с мультиками, особенно в вечернее время, темное время суток и перед сном. Чтобы ребенку были понятны правила, можете добавить таймер, который будет наглядно демонстрировать, сколько времени еще можно смотреть мультфильм. При этом помните, что вы — пример для подражания. Так что будет странно, если ребенок может смотреть лишь полчаса мультфильмов в день, а вы проводите за сериалами весь день. Будьте справедливы.
Пятое: не забывайте обсуждать произошедшее в мультике с ребенком. Пусть расскажет вам о событиях мультика, поделится переживаниями и эмоциями, не надо исправлять его и говорить «как правильно», дайте ему пищу для размышлений или другое мнение с которым можно дискутировать.
Шестое: не стоит доверять детским режимам в различных сервисах. Признаки по которым контент добавляется в эти разделы чаще всего формальны и исключают лишь матерную речь, определенные «взрослые темы». То есть детские режимы мало соотносятся с качеством предоставляемой информации.
Надеюсь эти советы помогут вам и вашим детям. Не забудьте поделиться статьей с родителями, которым интересна тема развития детей.
До встречи!)
Второе: изучите мультики на наличие непонятных слов или событий, которые отсутствуют в лексиконе ребенка. Лучше всего будет, если как минимум в первый раз вы сможете посмотреть мультфильм вместе, обсудить его и объяснить, что происходит. А в некоторых случаях поставить на паузу и разобрать упражнения на практике.
Третье: лучше найти мультики российского производства, где артикуляция персонажа будет соответствовать русским словам. Это поможет развитию речи. Можете взять советские мультики, если не нравятся современные. Помните, что при развитии речи родители показывают ребенку визуально, как именно мы произносим звуки или слова — как двигается язык и губы. Также и с мультиками. Это важно как минимум до 6 лет. Если работа с артикуляцией персонажа сделана плохо, лучше выбрать другое произведение. Иностранные мультики с локализацией не работает над прорисовкой губ, поэтому их лучше исключить.
Четвертое: в детском возрасте стоит ограничивать время проведенное с мультиками, особенно в вечернее время, темное время суток и перед сном. Чтобы ребенку были понятны правила, можете добавить таймер, который будет наглядно демонстрировать, сколько времени еще можно смотреть мультфильм. При этом помните, что вы — пример для подражания. Так что будет странно, если ребенок может смотреть лишь полчаса мультфильмов в день, а вы проводите за сериалами весь день. Будьте справедливы.
Пятое: не забывайте обсуждать произошедшее в мультике с ребенком. Пусть расскажет вам о событиях мультика, поделится переживаниями и эмоциями, не надо исправлять его и говорить «как правильно», дайте ему пищу для размышлений или другое мнение с которым можно дискутировать.
Шестое: не стоит доверять детским режимам в различных сервисах. Признаки по которым контент добавляется в эти разделы чаще всего формальны и исключают лишь матерную речь, определенные «взрослые темы». То есть детские режимы мало соотносятся с качеством предоставляемой информации.
Надеюсь эти советы помогут вам и вашим детям. Не забудьте поделиться статьей с родителями, которым интересна тема развития детей.
До встречи!)