О скорочтении, развитии мозга и репетиторстве

Заниматься с ребенком летом или дать отдохнуть

2025-05-15 16:09 Обучение детей
В сознании детей каникулы ассоциируются с отдыхом, где не будет занятий, обучения, школы. В то же время на лето преподаватели дают обширные списки литературы и множество тем, которые надо изучить и сделать объемное домашнее задание. Родители боятся, что за 2−3 месяца бездействия ребенок все забудет, а осенью будет очень долго входить в учебный ритм, уже освоенный материал забудеться, оценки поплывут. В этой статье расскажу о летнем обучении и надо ли заставлять ребенка заниматься.

Для любителей исторических фактов скажу, что летние каникулы изначально позволяли детям помогать родителям в сельскохозяйственных работах. Во всяком случае так летние каникулы описывались 800 лет назад. Надо признать, что интеллектуальная нагрузка занятий тогда тоже была довольно небольшой. С тех пор многое изменилось. Современный темп обучения и количество материалов не идут ни в какое сравнение с тем, что было 100, 50 и даже 20 лет назад. Интеллектуальная работа очень утомительна — мозг при работе потребляет огромное количество энергии, а постоянная учеба в быстром темпе порождает стресс. Поэтому если ребенок хочет отдохнуть — надо дать ему эту возможность.

Летние каникулы прежде всего должны помочь ребенку восстановиться, снять стресс, заняться своими интересами. Это первоочередная задача и будет очень хорошо, если получиться дать ребенку больше свободного времени на свежем воздухе — в движении и играх со сверстниками. Так что смело можете выделить пару недель на личное время ребенка. Можно воспринимать это как полноценный рабочий отпуск. На самом деле в эти моменты ребенок также будет развиваться и социализироваться, приобретать навыки, которые помогут ему во взрослой жизни.

А что дальше? Как сделать так, чтобы ребенок во время летних каникул не забывал правила, закреплял полученные навыки? Некоторые родители и учителя считают, что летом нужно много заниматься. Давление и принуждение к учебе может привести к стрессу, эмоциональному выгоранию и полной потери мотивации продолжать обучение, что куда сильнее скажется на оценках, чем отсутствие занятий.

Самое сложное в обучении — научиться учиться. Поэтому летом стоит поддержать интересы ребенка и дать ему возможность осваивать что-то новое, что соответствует его интересам. Это поможет ребенку почувствовать себя лучше, осознать что его принимают, а интересы учитываются. А сам процесс поможет закрепить этот самый навык обучения. Поддержите ребенка — дайте ему читать книги не из летнего списка, а те, которые интересны ему. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное — поведение героев, сюжетные повороты.

Совсем отказываться от занятий не обязательно. Лучше всего, если вы заранее договоритесь о том, что некоторое количество занятий летом все-таки будет. Это позволит не разрушать ожидание полностью свободного отдыха в летний период. Не стоит делать их слишком частыми. Чаще всего достаточно трех или четырех занятий в неделю по полчаса-часу. Конечно, если у ребенка проблемы с какими-то предметами и вы за лето хотите подтянуть «хвосты», возможно придется брать больше занятий. Эту тему надо прямо обсудить с ребенком, пояснить причины и постараться донести до него ценность знаний, которыми надо овладеть. Также, стоит выяснить причины отставания в предмете. Может быть, школьный учитель передает информацию пресно и не может заинтересовать учеников. Вам не нужно повторять этот подход, вы сможете найти более интересные объяснения непосредственно для вашего ребенка. Или нанять хорошего репетитора.
Если дело в подаче и низкой мотивации, то изменения подхода в занятиях может полностью убрать сопротивление ребенка и даже возбудить в нем интерес. В целом, секрет успеха в учебе строится на подходе, где мы помогаем детям заинтересоваться развитием, а не заставляем их развиваться. О секретах мотивации для детей я рассказывала в одноименном ролике — обязательно посмотрите его, если еще не видели: https://youtu.be/lQuYXK-XKrg
В любом случае помните — всегда важно соблюдать баланс между отдыхом и занятиями. А если все свободное от занятий время ребенок занимается спортом, где-то в кружке, то это не считается. Отдых ребенка — это его свободное время, которым он может распоряжаться сам. А на каникулах его должно быть больше. Тогда ребенок в том числе сможет учиться распоряжаться своей жизнью, строить собственные планы и достигать их.

В целом, одна из проблем лета — большое количество свободного времени, нарушение устоявшегося распорядка дня. Дайте ребенку чуть больше свободы, но постарайтесь сохранить общие черты — отложите привычное время подъема на час-полтора, но не убирайте совсем. Обеспечьте ребенку регулярную смену действий. Если все лето он, даже будучи отличником, проведет за просмотром роликов в интернете или компьютерными играми, то понятное дело, что многие навыки забудутся и осенью придется дольше входить в ритм. По поводу бесконечного просмотра видео отдельно скажу, что лучше ограничивать такое времяпрепровождение в любое время года. Нет ничего плохого в просмотре фильмов и сериалов как таковых. Но если этим занято все время, то мозг привыкнет к быстрому дофамину и пассивному потреблению.

Постарайтесь уделить детям больше времени — сходить в музей, театр, на экскурсию. Посетите книжные магазины или даже отправьтесь на совместное практические занятия, например, обучение рисунку или игре на музыкальном инструменте. Напишите вместе приключенческий рассказ, опубликуйте его совместно. Найдите что-то, что будет интересно и вам и ребенку. Это поможет вам сблизиться и вдохновлять на обучение вашим собственным примером. Это очень важно для формирования доверия и социального развития. При этом, вы сможете закреплять некоторые школьные навыки в практических условиях, что куда важнее.

Где-то в середине июля, начале августа, стоит поговорить с ребенком о подготовке к школе. Поговорите с ним о предстоящих переменах. Подготовьте его морально к возвращению в учебный процесс. Это поможет избежать стресса и адаптации к новому режиму дня. Обсудите распорядок дня. Помогите ребенку привыкнуть к учебному распорядку дня. Расскажите, когда он будет заниматься, отдыхать и спать. Так ребёнку будет проще влиться в учебный ритм. Не стоит резко возвращать границы учебного года. Возвращайте график к привычному постепенно. Хотя бы за месяц начните повторять темы, на которых остановились в прошлом учебном году. Можете даже придумать для этого игровую форму — проведите викторину. Но и тут не забывайте о личном времени — ближе к сентябрю, многие друзья возвращаются от бабушек, из деревни, отпусков. У детей должно оставаться время встретится, поделиться новостями, пообщаться.

Надеюсь эта статья была полезна для вас! Не забудьте поделиться статьей с родителями, которым интересна тема развития детей.

До встречи!)