О скорочтении, развитии мозга и репетиторстве

Развитие скорочтения у детей

2024-05-09 17:52 Скорочтение
Навык чтения все более важен для успешной жизни ребенка. При поступлении в 1 класс дети уже должны уметь читать, чтобы не отставать от школьной программы. Перекладывать обучение чтению исключительно на школьных учителей не стоит – с нуля читать уже не учат, а помочь отстающему ребенку в индивидуальном порядке преподаватели не смогут. Часов на такую работу в учебной программе не предусмотрено. Для решения потенциальных проблем в учебе поможет развитие скорочтения. Этот навык поможет ребенку эффективно усваивать материал и лучше запоминать прочитанное. А также сэкономит время и позволит сохранять мотивацию к учебе. Рассказываем, что делать, если ребенок плохо читает, и как проходит обучение скорочтению.

Почему ребенок может плохо читать?

Прежде чем беспокоиться о плохой успеваемости ребенка, надо проверить реальный уровень чтения. В детском возрасте развитие ребенка проходит очень быстро и разница всего в один год очень сильно влияет как на физическое развитие, так и на способности мозга. В первый класс дети поступают в 7 лет – это средний возраст по нормативам. Часто дети оказываются в первом классе раньше или позже, но программа рассчитана на то, что ребенок уже владеет нужными навыками, независимо от возраста.
Как видно из таблицы, в первом классе ребенок должен уметь читать вслух 30-50 слов в минуту, а чтение про себя осваивается только ко второму классу. То есть, если ребенок входит в эти границы перед первым классом, то беспокоиться не о чем. Можно заметить, что чтение про себя в среднем проходит гораздо быстрее. Если разница в скорости чтения не заметна, то это плохой признак – скорее всего, техника чтения мешает усвоению информации и была применена неправильная методика обучения.

Что влияет на качество чтения

Чтобы хорошо читать, ребенку надо дойти до определенного уровня развития мозга. Для чтения нужно знать не только буквы, но и быть способным концентрировать внимание на задаче: иначе текст не будет формироваться в связную структуру. На старте обучения чтению ребенок может тратить все свое внимание на то, чтобы правильно произнести букву. Требовать в таком случае осмысления текста рановато.
Также ребенок должен запоминать прочитанное, чтобы ребенок успевал закончить чтение слов или предложений до того, как забудет как же предложение начиналось. Если ребенок долго вспоминает как буква произносится, то с пониманием текста будут проблемы.
Не забывайте о развитии словарного запаса – если слова непонятны, то и смысловая нагрузка будет ускользать от ребенка, а значит чтение не принесет радости, что повлияет на внимательность и мотивацию в целом. Поэтому детские книжки состоят из очень простых историй, персонажей и смысловой нагрузки. Конечно, часть слов ребенок может понять по смыслу из контекста, но если незнакомых слов большинство – чуда не произойдет.
Следующий фактор, о котором многие родители не задумываются – охват поля зрения. Чем больше букв человек видит сразу, тем легче читается слово целиком. Естественно, буквы должны быть хорошо знакомы ребенку. Если ребенок концентрируется лишь на одной букве слова, то мозгу приходится проделывать дополнительную работу, чтобы сложить из букв слова, а потом уже предложения. Чем больше знакомых слов ребенок видит сразу, тем быстрее он сможет читать без потери концентрации. Многие не задумываются, но большинство взрослых читает тексты словами, а не буквами. При развитии навыков скорочтения глаза захватывают целые предложения и даже страницы целиком. Посмотрите на картинку:
На старте обучения важно, чтобы у ребенка был развит артикуляционный аппарат: мы учимся читать вслух, а значит слова закрепляются также с помощью моторной и слуховой памяти. Если ребенок при чтении будет встречать рассинхрон внутреннего звучания и своего голоса, то ему будет труднее воспринимать текст. Поэтому с ребенком очень важно общаться и помогать ему развивать речь.
Некоторые люди сталкиваются с эффектом регрессии – когда взгляд возвращается на предыдущие буквы или слова, как бы перечитывая их. Это сбивает внимание и мешает пониманию слова. Избавление от регрессивного движения глаз - один из способов повысить качество чтения. Многие думают, что основательный, неспешный подход помогает восприятию, однако мозгу эффективнее работать на быстрой скорости, без возврата к прошедшему материалу.
Интересно, что в процессе развития скорочтения, кроме экономии времени, человек избавляется от проблем с концентрацией внимания, улучшается память, глаза перестают прыгать по буквам. Навык скорочтения позволяет нам работать со смыслом текста на той же скорости, с которой мы формируем мысли в своей голове, поэтому такому человеку будет проще работать, в том числе, с визуализацией прочитанного, что помогает как лучше закреплять информацию, так и анализировать ее.

Методы обучения чтению

Классическое обучение чтению сводится к обучению буквам, значениям слов, попытке расширить обзор с букв до слогов и, иногда, целых слов. В этом нет ничего плохого, в конце концов, дети начинают читать и получают новые способы работать с информацией. Однако, для наибольшего эффекта требуется всесторонне развивать мозг детей, чтобы подготовить его к эффективному чтению. Поэтому при обучении скорочтению дети учатся работать двумя руками последовательно и одновременно. Чтобы синхронизировать работу полушарий мозга, выполняют упражнения для развития памяти и концентрации внимания. С помощью техники “шторка” – когда прочитанные буквы и слова закрываются, устраняется возможность регрессивного эффекта. В дальнейшем ребенка учат концентрироваться на словах и целых предложениях, постоянно ускоряя скорость движения глаз, с помощью так называемой техники чтения с моторчиком.
Зная особенности детской психики, для улучшения эффекта занятия надо регулярно менять, пока уровень концентрации и усидчивости не достигнет значений, позволяющих сконцентрироваться на одной теме в течение длительного времени. Поскольку в детском возрасте очень важно регулярно двигаться, то в методике развития скорочтения для детей обязательно должны быть упражнения из нейрогимнастики: они закрепляют результаты развития мозга и позволяют детям подвигаться на уроках. А самое важное в детском обучении то, что необходимо поддерживать внутреннюю мотивацию детей к обучению, поэтому многие занятия должны проводиться в игровой форме без скучных и монотонных действий.

Выводы

Ребенка стоит готовить к школьным занятиям самостоятельно. При этом нельзя акцентироваться только на развитии чтения, письма или счета, важно развивать работу мозга: концентрацию, память, восприятие. Иначе закреплять любые навыки ребенку будет сложно. В этом очень хорошо помогает методика развития скорочтения, которая позволяет вместить в себя все необходимые комплексы упражнений для развития ребенка.