О скорочтении, развитии мозга и репетиторстве

Развитие скорочтения

2024-07-02 12:20 Скорочтение
Скорочтение — это уникальная техника, позволяющая значительно увеличить скорость восприятия текста, улучшая при этом понимание и запоминание, а значит помогает сэкономить один из важнейших ресурсов человека – время. Для развития скорочтения не требуется многолетних тренировок, но нужно выбрать работающую методику, которая позволит закрепить навык. Из материала читатель сможет узнать: как развитие скорочтения влияет на интеллект, как овладеть этим навыком или стать преподавателем скорочтения для детей и взрослых.

Как развитие скорочтения влияет на интеллект

Обучиться скорочтению можно практически в любом возрасте, даже будучи пенсионером. Единственное возрастное ограничение касается нижней возрастной планки, так как мозг и психика ребенка должны быть готовы к обучению чтению. Если начать учить ребенка слишком рано, то можно навредить развитию других навыков.
Развитие скорочтения приводит к тому, что человек не зацикливается на каждом слове, а учится быстро воспринимать слова, словосочетания и целые предложения, просто увидев их. Основные приемы включают тренировки зрительного восприятия, расширение угла зрения и умение выхватывать основные мысли с первого взгляда на строку текста. Эти методы помогают читать быстрее, обработать больший объем информации за короткий период и поддерживать высокий уровень концентрации.
Развитие скорочтения имеет положительное влияние на интеллект. Быстрое чтение способствует активизации мозговой деятельности, улучшает память, концентрацию и логическое мышление. Детям это помогает лучше успевать в школе, а взрослым — эффективнее работать и обучаться. Регулярное чтение помогает мозгу выстраивать нейронные связи, что улучшает способность к обучению в принципе. Регулярно читающий человек, особенно освоивший скорочтение, дольше сможет сохранять осознанность и живой ум в старости. Поэтому врачи и педагоги рекомендуют читать хотя бы полчаса в день.

Методы и приемы развития скорочтения для детей и взрослых

У детей и взрослых обучение скорочтению проходит немного по - разному. При работе с детьми требуется уделять больше внимания мотивации ребенка, в обучение встраиваются игровые механики, а материалы и упражнения подбираются в соответствии с возрастом и кругозором. Одно из основных условий для освоения чтения – способность осознать смысл прочитанного. Поэтому давать ребенку материалы, которые он еще не способен понять, бессмысленно.
Например, есть очень простое упражнение для мотивации ребенка, когда ему дается небольшой текст, который он читает в течение минуты на скорость и пытается понять прочитанное. Через минуту считаем общее количество прочитанных слов. И снова даем прочитать этот же текст за минуту. Он увидит, что смог освоить больше слов. Таким образом дается положительное подкрепление через демонстрацию успеха, а это способствует усилению интереса у детей.
В зависимости от возраста у детей разная способность к концентрации внимания, поэтому для первоклассников обучение будет подразумевать частую смену деятельности, чтобы ребенок не уставал и мог отвлечься. Также маленьким детям нужны активные упражнения время от времени, в то время как взрослые могут самостоятельно определять уровень нагрузки и устранять отвлекающие факторы. Маленьких детей научить скорочтению можно будет только после овладения навыком чтения вслух и перехода к чтению про себя.
Обычно взрослые могут сразу понять, что за слово было перед ними, даже если быстро опустят взгляд на него. То есть они читают слова не по буквам, а целиком. Взрослых учат читать слова быстрее, ускорять свой темп чтения и воспринимать не только одно слово, но и словосочетания, а затем и предложения. Детям же придется пройти путь от букв к слогам, а лишь после к словам целиком. Это можно закреплять с помощью упражнений на внимательность, например, когда требуется за несколько секунд осмотреть картинку, а в дальнейшем как можно более детально описать увиденное. Также используются таблицы Шульте. Более того, у детей часто наблюдаются проблемы с чтением согласных, особенно когда они расположены в слове друг за другом. Такие слоги выписывают и повторяют в рамках отдельных заданий.
Очень часто случается так, что взрослых приходится переучивать читать правильно. Это может потребовать дополнительных упражнений. Так, например, многие люди при чтении текста слышат свой внутренний голос и скорость зрительного восприятия синхронизируется с этим голосом. Это отголоски чтения вслух, которые лишь мешают и замедляют процесс. В обоих случаях при работе как со взрослыми, так и с детьми, преподаватель проводит ознакомительное занятие, которое позволит оценить текущий уровень ученика и его потенциальные проблемы.
Методика развития скорочтения в центре интеллектуального развития заключается в обучении правильному чтению, комплексе упражнений для улучшения работы мозга, гармонизации работы полушарий, работе со зрением и ускорении темпа чтения таким образом, чтобы ученики не останавливались и не возвращались к уже прочитанному, а сразу могли усваивать материал целиком. В рамках методики проходит устранение проблем восприятия, развитие памяти и концентрации внимания, которые необходимы для быстрого чтения.

Как стать преподавателем скорочтения

Преподаватель скорочтения должен знать особенности работы мозга и его развития в детском возрасте, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка и дать комплекс упражнений, который позволит подготовить мозг к скорочтению. Учителей готовят к этому на старте обучения, так что остается только овладеть методикой скорочтения – прежде всего научиться скорочтению самому и изучить комплекс упражнений в целом. Преподаватели могут пройти специализированные курсы по скорочтению и стать профессиональными наставниками в этой области. В центре интеллектуального развития Регины Казарян могут пройти подготовку учителя, которые получат уже готовую, опробованную и запатентованную методику обучения скорочтению. Каждый получит комплекс упражнений и учебные материалы, которые помогут ученикам закрепить навыки и выполнять упражнения как на занятиях, так и в рамках домашних заданий. Мы готовим учителей, которые становятся успешными репетиторами и преподавателями.